ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМОВ СКАЗКОТЕРАПИИ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ

Гончарова Олеся Сергеевна
Рыбальченко Юлия Владимировна
воспитатели
МБДОУ «Федосеевский ДС «Яблочко»
Старооскольского городского округа

Материалы Регионального научно-практического семинара «Использование прикладного анализа поведения в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра»

Это особенные дети, они как будто не замечает никого вокруг, не отвечают на вопросы, не смотрят в глаза, а если смотрят, то, как бы сквозь. Когда пытаешься активно привлечь ребенка с таким диагнозом к игре, он может реагировать слезами, криком, метаться, выбегать из комнаты. Трудности установления контакта, эмоциональных связей выражаются даже в отношениях с близкими, но в наибольшей мере аутизм – нарушенное развитие отношений со сверстниками. Социальные отношения сложны для аутичного ребенка в силу того, что он малоспособен к моделированию поведения в зависимости от ситуации. Он гораздо хуже понимает людей, т. к. зафиксирован на частных проявлениях, не умеет обобщать и выделять главное. Из наблюдений за такими детьми было замечено, что аутичный ребенок не идет на контакт с педагогом напрямую, но может начинать общение через куклу, т. е. через сказочный персонаж. Исходя из этого, приемлемым способом в работе по социализации такого ребенка могут считаться некоторые приемы сказкотерапии.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для формирования личности ребенка, стимулирует развитие воображения, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Через сказку ребенок знакомится с различными героями, с элементарными правилами поведения, навыками самообслуживания, добром и злом, познает окружающий мир. Проигрывая и проговаривая сказку, аутичный ребенок обыгрывает различные эмоциональные состояния: злость, обиду, гнев, страх и т. д. Он научится правильно в зависимости от ситуации, реагировать на происходящее. Знакомство аутичного ребенка со сказкой строится на основе возможности воспринимать ребенком речь и самостоятельно воспроизводить содержание сказки (короткой, т. к. у таких детей специфические нарушения речевого развития (эхолалии, мутизм, стереотипные монологи, речевые штампы, отсутствие в речи первого лица, расстроена возможность использовать речь в целях коммуникации.

В работе могут использоваться любые сказки, соответствующие возрасту ребенка, в которых он может быть в роли «хорошего» или «плохого» героя, где актуализируются различные эмоциональные состояния героев. Это могут быть народные и авторские сказки, например: «Курочка Ряба», «Три поросенка», «Колобок» и т. д. Сказка выходит за рамки обычной жизни, соприкасаясь с непростыми чувствами, явлениями и в понятной форме приобщает к миру чувств, переживаний. Она предоставляет возможность сравнивать себя с героем, соотносить себя с близким для него персонажем, а также понять, что у героя сказки есть такие же проблемы, как у него. С помощью сказочных действий, их образов, ребенок вполне возможно найдет выход из сложных ситуаций, сможет разрешить возникшие конфликты, уяснить моральные нормы, отличать добро и зло.

Огромное влияние сказки на ребенка заключается в том, что восприятие сказки не только приводит к приобретению отдельных знаний и умений, к формированию отдельных психический процессов, но и изменяет общее отношение к действительности, способствует возникновению новых, более высоких мотивов деятельности ребенка.

Таким образом, введение сказкотерапии в процесс работы с детьми с интеллектуальными нарушениями позволяет стимулировать развитие гностических процессов, интеллекта, моторики и скорректировать психологические проблемы.

Рекламное сообщение  

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь