Винюкова Оксана Юрьевна
Гладкова Ольга Дмитриевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 19 «Родничок»
Старооскольского городского округа
Материал для Всероссийской научно-практической конференции “Интегрированные формы организации детской деятельности. Волонтерство в условиях ДОО”
Экологическое волонтерство
Современные дети живут и развиваются в новых социокультурных условиях. Существует много форм работы по социально – коммуникативному развитию дошкольников. Педагоги знают, что в период дошкольного детства закладываются начала взаимодействия с природой, дети осознают ценность её для общества.
В.А. Сухомлинский писал «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребёнок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир».
Внедряя волонтёрское движение в детском саду на основе свободного объединения родителей, детей и педагогов, деятельность которых продиктована единой целью, а не принуждением, приводит к формированию у дошкольников нравственных качеств. У них начинает проявляться активная жизненная позиция, умение ориентироваться в ситуации, учатся отделять хорошее от плохого.
Волонтёрство – это инициатива объединения людей по интересам, где дети становятся инициативными и самостоятельными в выборе направления своей деятельности. Ребята осознают свою значимость, ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.
Наша волонтерская группа «Твори добро» с истоков создания участвовала в разных мероприятиях и акциях:
- облагораживание территории дошкольного учреждения «Красота вокруг нас»
- акции «День защиты детей», «Сохраним мир», «Солнечный круг»
- выходила на улицы города с буклетами и памятками «ПДД всем без исключения», «Чистый город», «Пристегни самое дорогое»
- акции для малышей «Мы – помогаторы», «Умеешь сам – помоги малышу», «Сказки для маленьких2 и так далее
- для сохранения природы и живущих в ней «Помоги птицам», «Не ломай – мы живые»
- для сохранения и укрепления здоровой нации «Берите с нас пример», «Мы здоровье бережем», «Сохраним планету»
- посещение мероприятий «День Победы», «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка».
Мы отметили для себя положительные стороны и влияние всего происходящего в волонтерской группе, дети овладели культурными средствами общения, способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность. Формируются такие качества, как положительное отношение к миру, к разным видам труда, повышается собственная самооценка. Ребёнок постепенно приходит к тому, что способен договориться, учесть интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, умеет разрешать возникающие противоречия и конфликты внутри группы. У некоторых дошкольников проявляются лидерские качества, а у других закладываются исполнительские черты в достижении совместно поставленной цели.
Дети дошкольного возраста, как губка впитывают впечатления, знания, стили поведения взрослых между собой. Именно поэтому мы выбрали эко-волонтёрское направление, которое предполагает не только конкретную помощь кому-то в чём-то, но и общение с детьми и взрослыми в совместной деятельности. Здесь и сейчас у детей формируются и закладываются представления о добре и зле, стандартизируются ценностные ориентиры в социуме.
Эколого-социальная ситуация в современном обществе привлекает внимание не только взрослых, но и детей. В связи с этим мы занялись конкретной деятельностью, которая основана на интеграции экологического воспитания во всех сферах жизнедеятельности и ориентирована на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства.
Перед нами встала задача, как сделать эко-волонтёрское движение познавательным, интересным и привлекательным не только для нас.
Ведь волонтёрская деятельность – это широкий круг традиционных форм взаимопомощи и самопомощи. Для себя мы поставили цель – научить себя и других людей беречь мир вокруг для последующих поколений:
- посадка цветов и деревьев
- благоустройство и обустройство дошкольного учреждения и близлежащих дворов
- помощь животным и птицам
- экологические акции с выходом за территорию ДОУ, уборка мусора и загрязнений
- пропаганда экологической угрозы для нашей планеты
- пропаганда здорового образа жизни.
- Эко – волонтерская группа “Твори добро” делает большую работу:
- выпускает стенгазеты, которые вывешиваются на двери близлежащих подъездов жилых домов
- делают листовки, памятки, буклеты
- выращивают рассаду цветов в горшочках, с последующей высадкой в клумбы ДОУ и близлежащих территорий
- раздаёт мусорные пакеты прохожим, бросающим мусор в неположенном месте.
Для детей очень важно получить положительную оценку своих действий, что они трудолюбивы, доброжелательны к окружающему миру и людям, заботятся и бережно относятся к людям и природе. У них развивается милосердие, отзывчивость, формируется потребность в здоровом образе жизни.
Детское волонтерство может принимать любые формы и меняется в соответствии со сложившейся ситуацией. Если дети высаживают цветы на клумбу, а рядом малыш, который не может застегнуть сандалику, то наши дети «бросятся» на помощь. Этот вид деятельности очень важен в дошкольном детстве – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для адаптации во взрослом мире, но и во взаимодействии с социумом.
Очень важно сознавать, что через эко-волонтёрское детское движение формируется экологическая культура, нами создаются условия для реализации умений и навыков по защите окружающей среды, мы ненавязчиво вызывали желание у ребят охранять доступный в этом возрасте окружающий мир, обеспечиваем активность каждого члена группы при проведении природоохранных мероприятий, способствуем созданию условий для будущего формирования основ экологического волонтёрского мировоззрения.
Природа нам дала уникальную возможность – использовать её для здорового образа жизни, эстетического наслаждения. Именно здесь и сейчас педагоги просто обязаны научить детей любить, ценить и беречь наш хрупкий окружающий мир.
Анализ уже проделанной работы позволяет сделать выводы, что дети получают заряд бодрости и позитива от того, чем они занимаются. А также получают достаточно глубокие знания об экосистеме. У них сформирована экологическая культура, они умеют применять на практике доступные умения и навыки, анализируют, делают простейшие выводы и умозаключения.
После каждого мероприятия или акции формируется банк видео презентаций, роликов, фотоотчетов и так далее.
Мы считаем, что именно участие в эко-волонтерском движении станет для каждого ребёнка в будущем фундаментом становления личности.
Список литературы:
- Рыжов Н.А. Программа “Наш дом – природа”.- М.:ООО «Карапуз – дидактика», 2005.
- Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду/ А.И. Иванова.- М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Хулин А.А. Добровольчество как вид благотворительности / А.А. Хулин Социальная работа.- 2003.- №3.- с51-54.