Развитие двигательной сферы у детей с нарушениями аутистического спектра

Васютина Ирина Валериевна
инструктор по физической культуре
МБДОУ ДС №44 «Золушка»
Старооскольского городского округа

Материалы Регионального научно-практического семинара «Использование прикладного анализа поведения в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра»

Одним из современных и наиболее эффективных способов организации работы с детьми, имеющими нарушения аутистического спектра, является использование методики прикладного анализа поведения (Appliedbehavioranalysis, ABA).

Методика с элементами АВА, включает комплекс игровых упражнений, направленной на развитие двигательной сферы у детей с синдромом аутизма. Игровые упражнения являются эффективным средством для развития двигательной сферы у детей дошкольного возраста с синдромом раннего детского аутизма, которые базируются на основных положениях методики АВА.

Трудности ребенка, страдающие расстройствами аутистического спектра, и проблемы его обучения во многом обусловлены дефицитом или неправильным распределением психофизического тонуса. Аутичные дети нуждаются в специально организованных занятиях, направленных на коррекцию и развитие двигательной сферы. Детям-аутистам трудно играть в игры, требующие воображения, и переходить от отдельных слов-обозначений к связному языку.

Детям с РАС свойственны искажения основных базовых действий: неравномерность циклических движений при передвижении, импульсивный бег с искаженным и прерывающимся ритмом, избыточные движения конечностями, растопыренные руки, не принимающие участия в процессе двигательной деятельности, одноопорное отталкивание при прыжке с двух ног. Движения вялы или скованны, пластичность отсутствует, затруднены упражнения и манипуляции с мячом, что обусловлено нарушениями сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. У детей страдает ориентация в пространстве, наблюдаются сопутствующие движения (синкинезии), возникают проблемы в реализации зрительно-моторных координаций.

Аутичным детям необходимы специально организованные занятия, направленные на коррекцию и развитие двигательной сферы или хотя бы включение эпизодов таких занятий в игру. Для этого можно использовать различное игровое и спортивное оборудование, игровые предметы и спортивный инвентарь (тренажерные устройства, спортивные комплексы, горки, батуты, мячи разных размеров, гимнастические палки, балансиры и др.). Чем раньше начата медико-психолого-педагогическая реабилитация, тем она более эффективна. Развивающийся, формирующийся организм более пластичен и чувствителен к воздействию физических упражнений, коррекции и компенсации двигательных и психических нарушений. При организации занятий физической культурой с аутичными детьми, необходимо обучать детей выполнять действия, связанные с осуществлением ориентировки тела в пространстве. «Схема тела» является базовой, естественной, онтогенетически более ранней и закреплённой всем опытом человека системой ориентации.

Рекламное сообщение     

На основании практического опыта работы с аутичными детьми установлено, что на первых занятиях и при выполнении нового упражнения или двигательного задания необходимо применять сенсорное стимулирование и широко использовать метод пассивных движений, использовать постоянную помощь и стимулирование. На стадии формирования у детей с РАС стереотипа двигательной деятельности следует осторожно вводить новые упражнения или игры, учитывая неустойчивость внимания ребенка при освоении новой деятельности. В том случае, если ребенку понравилось какое-то двигательное задание, то его следует чередовать с другими заданиями. Каждое следующее занятие рекомендуется начинать с этого же задания, поддерживая ребенка и мотивируя его к двигательной активности.

Деятельность следует модифицировать и разнообразить, включая в задание новые простые элементы, при возможности комбинируя и усложняя их. На коррекционных занятиях ребенок выбирает комфортную для него позу (лежа, сидя или стоя на коврике, сидя на гимнастической скамейке или другом оборудовании), помогающую концентрировать внимание на задании.  Особое внимание уделяется способу предъявления задания, алгоритм которого заключается в следующем. Ребенок сидит или стоит на коврике лицом ко взрослому, привлекающего внимание ребенка, используя инструкцию «Посмотри на меня». Затем взрослый выполняет определенное движение, сопровождая его соответствующим названием (например, «руки вверх»).

Любые попытки повторить предложенное движение сопровождаются поощрительными репликами. В том случае, если концентрация внимания отсутствует, показанное движение не воспроизводится, нет попыток его повторить, инструктор оказывает физическую помощь в его выполнении. Инструкция повторяется несколько раз. Если ребенок не выполняет его самостоятельно, инструктор помогает ребенку имитировать правильное движение.

Помощь со стороны взрослого должна постепенно уменьшаться для того, чтобы ребенок сам со временем смог выполнить данное упражнение. Если ребенок усвоил учебный стереотип и овладел навыками имитации, можно усложнять упражнения. В этот момент необходимо правильно дозировать и регулировать нагрузку, изменяя число повторений, интенсивность и последовательность выполнения упражнений.

Целью обучения детей с данной нозологией является осознанное участие в выполнении движения или воспроизведении его, что является признаком успешного развития восприятия и навыков воспроизведения. Для того, чтобы побудить ребенка наблюдать за движениями, узнавать, ощущать и называть их необходимо:

  • Медленно и четко выполнять движения, комментируя их;
  • Описывать упражнения просто, но образно, пользуясь одними и теми же обозначениями для повторяющихся движений;
  • Проговаривать выполняемые движения и предлагать ребенку называть выполняемые движения, а также вместе их проговаривать;
  • Начинать с простейших движений (растираний ладоней и хлопков в ладоши, движений руками «вперёд», «вверх», «вниз», сгибательных движений ногами и др.);
  • Одновременно работать над небольшим количеством упражнений, повторяя их;
  • Сопровождать движения ребенка ритмичным стишком;
  • Помогать ребенку, ободрять его, исправлять неправильное движение, поощрять за успехи;

Если ребенок демонстрирует страх перед телесным контактом или отказывается от него, а любая попытка принудить его к этому влечет за собой проявление тревоги и агрессии, то можно помогать ему выполнять упражнения, стоя за спиной, так как приближение со стороны спины переживается им как меньшее вторжение, а значит, и меньшая опасность.

Суть методики АВА состоит в манипулировании предшествующими и последующими средовыми стимулами для модификации поведения аутичных детей. Предполагается, что какими бы причудливыми и неадекватными не воспринимались действия аутичного ребёнка, они в большинстве случаев выполняют определённую функцию (привлечение внимания, достижение желаемого, аутостимуляция или избегание). Выбор различных поведенческих стратегий зависит от правильно проведенного функционального анализа поведения. Методы ABA успешно применяются для коррекции поведения при расстройствах аутистического спектра и являются единственным подходом с доказанной эффективностью при оказании помощи детям с аутизмом и подтверждает более высокую эффективность применения подвижных игр в сочетании с элементами метода АВА при развитии двигательной и интеллектуальной сферы у дошкольников с РАС на занятиях физической культурой в ДОУ.

 

Скачать (PDF, 810KB)

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь