ВОДА, СНЕГ, ЛЁД И ИХ СВОЙСТВА

конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста

0
1034

Мальцева Наталья Сергеевна
воспитатель, высшая квалификационная категория
МБОУ СШ № 4 «им. Дважды Героя Советского Союза А. О. Шабалина»
Детский сад «Улыбка»
Колодяжная Алла Анатольевна
воспитатель, первая квалификационная категория
 МБОУ СШ № 1 Детский сад «Солнышко»
г. Онега Архангельской области

Всероссийский сборник практико-ориентированных материалов Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания
СЕНТЯБРЬ – 2023

Цель: создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом.

Задачи:

  • образовательные: уточнить и расширить представления о снеге и льде, помочь понять изменении их свойств; учить анализировать, делать выводы, высказывать свою точку зрения, слушать сверстников.
  • развивающие: развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы, активизировать словарь детей (лаборатория, опыты, эксперименты и тд.)
  • воспитательные: воспитывать умения работать сообща, помогать друг другу и вместе радоваться успехам других детей.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое», «Речевое развитие».

Оборудование: емкости со льдом и снегом, по 2 пластиковых стакана на ребенка, палочки, картон красный\зеленый цвет, белые круги из картона, ноутбук, экран, мультимедиа, клей ПВА, соль в тарелочках, халаты и шапочки, влажные салфетки.

  • Словарная работа: прозрачный, твердый, бесцветный, рыхлый, мокрый.
  • Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская.
  • Методы и приемы: игровой, словесный: беседа, загадки и вопросы; практический: проведение опытов со снегом и льдом, творческая деятельность.
  • Используемые современные образовательные технологии: ИКТ технологии, технологии исследовательской деятельности, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии.
  • Предварительная работа: беседа, рассматривание картин на зимнюю тематику, наблюдение в природе, опытно-экспериментальная деятельность.

Структура занятия:

  1. Сюрпризный момент – 1 мин.
  2. Просмотр презентации – 3 мин.
  3. Беседа по презентации– 3 мин.
  4. Беседа о зимних явлениях природы – 3 мин.
  5. Физ. минутка – 1 мин.
  6. Опытно экспериментальная деятельность детей – 11 мин.
  7. Пальчиковая гимнастика – 1 мин.
  8. Рисование снежинки с помощью клея и соли – 5 мин.
  9. Рефлексия – 2 мин.
материалы в печатный сборник 

Ход занятия-исследования: (Дети встают в круг, педагог проводит приветствие)

Приветствие: -Доброе утро я вам говорю.
Доброе утро я вас всех люблю.
Дружно за руки возьмёмся,
и друг другу улыбнёмся.

Педагог предлагает послушать аудиозапись с шумом воды:

-Ребята, что за музыку вы услышали. (ответы детей) Правильно, я предлагаю вам узнать о свойствах воды. Вы согласны? (ответ детей)

-Тогда проходите в наш «кинозал», усаживайтесь поудобнее. И так внимание на экран. (показ презентации «Волшебная вода»)

1-13 слайд:

Педагог читает стихотворение: «Вы слыхали о воде?»

Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся, лентой серебристой вьется.
Средь высоких, стройных елей, рушится потоком селей,
На плите у вас кипит, паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае. Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!

  • -Это красивое стихотворение написал детский автор Наталья Рыжова
  • – Ребята, а где можно встретить воду?
  • – откуда мы берем питьевую воду? (ответы детей)
  • -Мы уже с вами знаем о некоторых свойствах воды, давайте вместе их вспомним.

14-15слайд

-Какого цвета вода? Если добавим краску, то что станет с водой? (ответ детей)

16 слайд

  • -Чистая вода имеет запах? (ответ детей)
  • -Вода имеет вкус? (ответ детей)

17 слайд

  • – А что будет, если добавить в воду сахар, соль? Какая на вкус станет вода?) (ответ детей)
  • -Мы с вами говорили о воде в жидком состоянии, а теперь предлагаю вам поговорить о воде в твердом состоянии. Отгадайте, пожалуйста, загадку.

Загадка: Белая звездочка с неба упала,
мне на ладошку легла и пропала (снежинка)

-Правильно, это снежинка!

Педагог задает наводящие вопросы детям:

  • -Скажите, пожалуйста, какое время года сейчас идет?
  • -Назовите зимние явления природы?
  • -Какие вы молодцы, а теперь снежинка предлагает поиграть с ней. Вставайте как вам удобнее и повторяйте слова с движениями

Проводится физминутка:

– Мы ладошки выставляем.
-Ловить снежинки начинаем.
-Раз поймали. Два поймали.
-Не устали? Не устали.
-А снежинок много, много и растут везде сугробы.
-Снег в ладошки мы берем и лепить снежки начнем.
-Лепим, лепим, лепим ком. И бросаем вверх потом.
-Поиграли без заботы, а теперь спешим к работе.

-Дети, вы хотите сравнить снег и лёд и провести с ними опыты? Тогда приглашаю вас в лабораторию, где мы будем определять свойства снега и льда.

-Скажите, кто работает в лаборатории? (ответ детей). Предлагаю вам одеть спец. Одежду – халаты и шапочки. (дети одеваются)

-Посмотрите, на одной тарелочке снег, а на другой лед. Чем они похожи и чем отличаются? Чтобы ответить на этот вопрос – мы проведем опыты.

Опыт №1: на цветной картон положить снег и лед. Посмотрите через снег на картон, что видите? Посмотрите через лёд, что видите? Какой можно сделать вывод? Вывод: лед прозрачен, а снег нет. (ответы детей)

Опыт №2: возьмите в руки палочки и попробуйте проткнуть ими снег, а затем лёд. Что обнаружили? (ответ детей).

-Какой вывод можно сделать? Правильно: снег рыхлый, мягкий, а лед твердый.

Опыт №3: положите на одну ладонь снег, а на другую кусочек льда. Давайте посмотрим, что происходит? (ответ детей). Вывод: снег и лед холодные, тают в теплых ладошках.

Вывод: снег белый, а лед прозрачный. Снег мягкий, а лед твердый. Снег и лед тают в тепле, быстрее тает снег. Почему?

-Дети, а как вы думаете откуда берется снег и лёд? (ответ детей)

Педагог проводит пальчиковую игру «Снежинки» (Н. Нищева).

– Стою и снежинки в ладошку ловлю.
Я зиму, и снег, и снежинки люблю
Но где же снежинки? В ладошке вода!..
Куда же исчезли снежинки? Куда?
Растаяли хрупкие льдинки-лучи
Как видно, ладошки мои горячи.

-Ребята, предлагаю сделать поделку «Снежинка», а в этом нам помогут обычная соль и клей ПВА. Проходите во второй отдел «Практическая лаборатория» и присаживайтесь за столы. Вспомните правила безопасности в работе с клеем. (ответы детей)

-Придумайте свою снежинку, нарисуйте клеем и сверху посыпайте солью. Хорошо, лишнюю соль стряхните над тарелочкой. В природе не встречается ни одной похожей снежинки, все снежинки разные и у вас тоже получились разные не похожие друг на друга. Красивые, блестящие, волшебные. Загадайте желание и снежинка исполнит. Теперь нам нужно возвращаться в детский сад, раздевайте халаты и шапочки.

Рефлексия: – Проходите к доске, встаньте полукругом. Посмотрите слева – снежинка, а справа – кусочек льда. На тарелочках лежат магниты белые и синие. Я вам предлагаю выбрать один магнит и прикрепить или возле снежинки, или возле кусочка льда. Если в ваших экспериментах не возникло трудностей, если вам было интересно, то вы берете белый магнит, если что-то не понравилось, было трудно – выбираете синий магнит. Хорошо, молодцы! Я вижу, что в основном вам было интересно. Я рада, что вы отвечали на вопросы и выполнили все опыты-задания. А какие возникли трудности, мы об этом с вами обсудим в вечернее время.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь