Влияние художественной литературы на формирование нравственно – патриотических качеств детей дошкольного возраста

0
2300

Момот Любовь Васильевна
Коровенко Наталья Владимировна
воспитатели
Димчева Надежда Борисовна
психолог
МБДОУ ДС №25 «Троицкий»
Старооскольского городского округа
 

 

ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

На современном этапе нравственно – патриотическое воспитание подрастающего поколения становится одной из главных и ключевых задач в образовании. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выдвигается одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка, наиболее чувствительный для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны, и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда на всю жизнь, что очень важно в нравственном воспитании. Именно в этом возрасте ребенок начинает постигать этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Именно в дошкольном возрасте развиваются нравственные качества, которые являются основой становления личности патриота, гражданина своей Родины. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна).

Приобщая детей с самого раннего детства к особенностям национальной культуры и быта своего народа, элементарным сведениям о своем крае, о нашей большой Родине, мы воспитываем в детях любовь, уважение и гордость за землю, на которой они живут. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он радуется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Рекламное сообщение     

Большое влияние на процесс формирования системы нравственно – патриотических качеств у детей оказывает художественная литература – как источник идеалов патриотизма, справедливости, добра, любви, сострадания.

Богатейшим материалом для воспитания патриотических чувств являются произведения народного творчества. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках, на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа, интерес к выразительному слову, любовь к родному языку.

Могучим, действенным средством формирования у дошкольников нравственно-патриотических качеств является сказка. В сказке существуют две нравственные категории — добро и зло. Соблюдение нравственных норм ассоциируется с добром. Нарушение же нравственных норм и правил, отступление от них характеризуется, как зло. Понимание этого побуждает ребенка вести себя в соответствии с нравственными требованиями общества. Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

У нашего образовательного учреждения приоритетным направлением воспитательно – образовательной деятельности является нравственно – патриотическое. Поэтому мы стараемся воспитывать детей на лучших образцах художественной литературы.

Способность дошкольников «запечатлевать» нравственные эталоны, ценности, отношение к ним и образцы нравственного проведения позволяют осуществлять работу по формированию духовно – нравственных ценностных ориентаций у детей, начиная с малых лет. С раннего возраста формируем у детей положительное отношение к малым фольклорным жанрам: потешкам, прибауткам, песенкам, где каким-то особенным образом сочетаются слова, напевность и музыкальный ритм, оживают явления природы и животные. Ребенок, напевая песенки, проговаривая потешки, пропускает их смысл через себя, проникается добром, светом и чистотой, обогащается выразительным русским языком.

Слушая русские народные сказки, дети получают начала нравственных поступков. Для выяснения позиции детей – кому сочувствуют, кого жалеют, кому хотят помочь, используем карточки: красная – я радуюсь; синяя – мне жалко; желтая – хочу помочь; зеленая – справедливо; коричневая – несправедливо. С помощью карточек определяем, как оценивают дети, сказку. Например, сказка «Двенадцать месяцев». Вроде, справедливость восторжествовала, но почему мачехина дочка замерзла в лесу? Разве не жалко мачеху с дочкой? Выбирая желтую карточку, предлагаем детям придумать другую концовку сказки, более человечную. Еще используем прием «Волшебная палочка», когда по мановению «волшебной палочки» сказка заканчивается благополучно. Также играем в игру «Хорошо – плохо». Например, в сказке «Теремок» в процессе обсуждения выясняем: хорошо, что звери дружно в теремке живут, плохо, что медведь теремок развалил, но хорошо то, что все звери возьмутся за работу и построят новый теремок и т.д. Применяя прием «Превращения», даем ребенку почувствовать себя на месте героя, попавшего в беду.

Чтение сказок обязательно сопровождается просмотром иллюстраций для того, чтобы ребенок мог более образно и ярко представить персонажа или действие. Также очень важно, чтобы сказка сопровождалась эмоционально окрашенной и выразительной речью воспитателя.

По прочитанному организуем беседу, которая строится по вопросам, позволяющим узнать эмоциональное отношение детей к событиям и героям: «Кто вам больше понравился? Почему? Правильно поступил герой?», а также выявить, поняли ли дети нравственный урок произведения.

Для детей старшего дошкольного возраста отбираем произведения с нравственным содержанием, с ситуациями морального выбора. Это произведения К. Паустовского «Кот – ворюга», Н. Носова «Живая шляпа», М. Пришвина «Ребята и утята», Л. Толстого «Старый дед и внучек», «Девочка и грибы», «Ссора с бабушкой», короткие и поучительные рассказы В. Осеевой «Синие листья», «Плохо», «Хорошее», «Три товарища» и. т.д., а также детские православные журналы «Свечечка», «Зернышко», «Православная радуга», по которым можно научить ребенка бережному отношению к природе и животным, любви и уважению к близким, отзывчивости, доброте, милосердию, умению отличать хорошие поступки от плохих, полезное от вредного.

Воспитанию патриотизма, гражданственности, смелости, справедливости помогают былины, после прослушивания которых ребенок выбирает себе героя – богатыря, чтобы быть на него похожим.

Воспитать нравственно – патриотические качества в ребенке непросто. Нет еще такого тренажера для тренировки таких качеств. Но целенаправленное и систематичное использование литературных произведений является благоприятным средством для воспитания маленького патриота.

Литература

  1. Буре Р. С. Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста // Ребенок в детском саду. – 2006. – N 5. – 16-17с.
  2. Ельмеева С. М. Патриотическое воспитание дошкольников через художественное творчество (из опыта работы) // Образование и воспитание. — 2018. — №5. — С. 10-11. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/108/3672/ (дата обращения: 13.10.2019).
  3. Зябкина В. В. Роль художественной литературы в формировании нравственно – эстетических качеств личности// Среднее профессиональное образование. – 2010. -№ 5. – 59- 62 с.
  4. Космачева М. Н. Художественная литература как средство нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №35. — С. 91-93. — URL https://moluch.ru/archive/169/45516/ (дата обращения: 13.10.2019).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь