Игры с использованием элементов технологии ТРИЗ в нравственно-патриотическом воспитании детей 5-7 лет

0
177

Алексеева Марина Алексеевна
учитель – логопед,
Курьян Татьяна Валентиновна
учитель – логопед,
Спиридонова Вера Николаевна,
воспитатель
МБДОУ ДС №44 «Золушка»
Старооскольский городской округ

 

Иры с использованием элементов технологии ТРИЗ в нравственно-патриотическом воспитании детей 5-7 лет
Методическая разработка

 

Данная методическая разработка игр предназначена для детей дошкольного возраста и адресована широкому кругу специалистов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях, в том числе и детских садах коррекционной направленности (группах компенсирующей направленности). Игры с элементами технологией ТРИЗ могут быть использованы педагогами в рамках организованной образовательной деятельности, а также в самостоятельной деятельности воспитанников, для введения нового материала и его закрепления.

Актуальность: выбор технологии ТРИЗ продиктован необходимостью поиска новых форм и методов работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников, так как нравственно – патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания — это шаг к возрождению России. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. Поэтому проблема нравственно – патриотического воспитания дошкольников через игры с использованием элементов технологии ТРИЗ, является своевременной и соответствует федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования.

Рекламное сообщение

Целью методической разработки игр является: формирование нравственно – патриотических чувств дошкольников посредством ознакомления с историей своей страны, родного края, государственными символами России и Белгородской области.

Патриотическая направленность методической разработки игр с использованием элементов технологии ТРИЗ обеспечивает воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.

Данная методическая разработка решает следующие задачи:

  • закреплять знания о государственных символах России: о гербе, флаге;
  • совершенствовать знания детей о символах Белгородской области (флагом, гербом);
  • расширять представления о государстве и городах России;
  • активизировать мыслительную и речевую деятельность, расширять словарный запас;
  • формировать основы системного мышления;
  • развивать связную речь, внимание, воображение, память;
  • воспитывать чувство любви и гордости за свою страну и малую Родину.

Таким образом, использование методической разработки игр с элементами технологией ТРИЗ по нравственно-патриотическому воспитанию для детей 5 – 7 лет формирует не только уважения к традиционным ценностям, но и способствует развитию личности в духе патриотизма. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Содержание игр методической разработки:

  1. 1. «Волшебный экран» (Флаг России).
  2. «Сравни»

А).  Герб России и Белгородской области.

Б).  Флаг России и флаг Белгородской области.

В). Герб города Москвы и герб города Старый Оскол.

  1. 3. «Что в круге?»
  2. 4. «Хорошо – плохо»

Планируемые результаты:

  • проявляют нравственно – патриотические чувства, ощущают гордость за свою страну, ее достижения;
  • имеют представления о важнейших исторических событиях;
  • сформировано уважительное отношение к государственным символам.

Картотека методической разработки игр с использованием элементов технологии ТРИЗ по нравственно – патриотическому воспитанию для детей 5 – 7 лет

 

Игра «Волшебный экран»

Цель: воспитание нравственно – патриотических чувств.

Задачи:

  • Закрепить знания о государственных символах России: флаге.
  • Формировать уважительное отношение к государственным символам.
  • Активизировать мыслительную и речевую деятельность, развивать связную речь, расширять словарный запас.
  • Развивать системное мышление.

Оборудование: картинки для системного оператора.

Ход игры.

Заполнение волшебного экрана постепенно от настоящего, прошлого и будущего.

Открываем 1 экран:

 – Что это?  (Флаг России).

Открываем 2 экран:

– Флаг России относится к чему? (ко всем флагам разных стран).

Открываем 3 экран:

– Флаг России состоит из чего?  (из белой полосы, синей полосы, красной полосы).

– Открываем 4 экран:

– Каким был раньше флаг России? (флаг СССР).

– Открываем 7 экран:

– Что может быть с флагом в будущем?  (водрузить на здание Кремля).

 

Игра «Сравни»

Цель: воспитание нравственно – патриотических чувств.

Задачи:

  • Закреплять знания о государственных символах России: о гербе, флаге; Белгородской области; городах: Москва, Старый Оскол.
  • Активизировать мыслительную и речевую деятельность. Развивать связную речь, расширять словарный запас.
  • Формировать умение словесно излагать результат сравнения.

Оборудование: картинки для игры.

Ход игры

А). Детям предлагается сравнить герб России и Белгородской области.

Сходство – герб России и Белгородской области имеют форму щита, на них изображен орел. Орел на гербе обозначает силу, это значит, что государство и область, на гербе которого изображен орел – сильное и непобедимое.

Различие – на гербе России изображен золотой двуглавый орел, головы орла смотрят на запад и восток – как – бы показывая, что наше государство большое, но единое. В лапах у орла шар – держава – (значит могущество), в другой лапе – посох или жезл, скипетр – символ власти. Цвет герба красный. На груди орла помещен герб Москвы, это означает, что Москва столица Российского государства. Всадник на коне – святой Георгий Победоносец – хранитель и защитник Москвы. Георгий Победоносец копьем убивает змея, а конь топчет его копытами. Змей – это страшный и злой враг, так его изображал народ.

На гербе Белгородской области – изображен парящий орел. Поверженный лежащий золотой лев – символ смирения, справедливости, милосердия. Лазоревое поле в гербе области обозначает небо и является символом славы, чести, верности, искренности, мягкости, красоты, справедливости.

Зеленая земля (трава) в гербе области является геральдическим символом свободы, надежды, радости, здоровья и обозначает изобилие и плодородие полей и лесов Земли Белгородской.

Б). Детям предлагается сравнить флаг Российской Федерации и Белгородской области.

Сходство – флаги.

Различие – флаг России (флаг государства), флаг Белгородской области.

Флаг России – трехцветный, он состоит из трех полос – белой, синей и красной.

Белый цвет – это благородство, цвет мира, он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападет.

Синий цвет – честность, вера, верность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей.

Красный цвет – смелость, цвет силы, это кровь, пролитая за Родину.

Флаг Белгородской области – разделен на четыре поля, синим крестом. Одно поле белое, другое – красное, зеленое, черное.

Синий цвет креста флага символизирует или обозначает – честность, верность, славу.

Белый цвет одного из полей флага символизирует – благородство, мир, чистоту, мудрость.

Красный цвет символизирует – смелость, кровь, пролитую защитниками Отечества на земле Белгородской.

Черный цвет символизирует – скромность, благоразумие.

Зеленый цвет символизирует – свободу, надежду, здоровье.

В). Детям предлагается сравнить герб Москвы и герб Старого Оскола.

Сходство – гербы имеют форму щита.

Различие – герб Москвы имеет красное поле. В красном поле серебристый конь стремительно скачет, вздыбился, одними задними ногами земли. На коне сидит крепко всадник – святой Георгий в серебряных доспехах и в серебряном шлеме. За плечами у всадника лазоревый плащ вьется. Крепко держит святой Георгий тяжелое копье и метко поражает им черного дракона, что на четырех лапах стоит.

Герб Старого Оскола – щит разделен надвое по диагонали, в красном поле ружье, а в зеленом поле соха. В вольной части – герб Белгородской области

 

Игра «Что в круге?»

Цель: воспитание нравственно – патриотических чувств.

Задачи:

  • Научить детей условному изображению любых объектов, умению классифицировать.
  • Закрепить символы государства.
  • Углублять знания о Российской армии.
  • Воспитывать гордость за свою Родину, любовь к своей семье.

Оборудование: картинка к игре «Что в круге?»

Ход игры:

А). Круг символы государства, точки – флаг, гимн, герб.

– Где можно встретить символы государства?

– Составьте рассказ о гербе России.

– Составьте рассказ о флаге России.

– Когда звучит гимн России?

Б). Точкипехотинцы, танкисты, летчики, ракетчики, тогда круг – рода войск.

– Где можно встретить различные рода войск? (На военном параде, на ученьях, в армии, на призывном пункте, во время военных действий).

В). Круг – папа, мама, брат и я, точки – семья.

Расскажи о своей семье?

Игра «Хорошо – плохо»

Цель: воспитание нравственно – патриотических чувств.

Задачи:

  • Учить детей оценивать события или объект с различных точек зрения. Отмечать положительные и отрицательные стороны.
  • Учить формировать свои речевые высказывания.
  • Воспитывать любовь и уважение ко всем членам своей семьи; чувство гордости за свою Родину.

Оборудование: картинки к игре «Хорошо – плохо»: веселый и грустный гномик, картинки с буквами «Х» (хорошо) и «П» (плохо).

Ход игры:

А). Дети расскажите, пожалуйста, что для вас семья хорошо, а что плохо?

(Показывают картинку с веселым гномиком и рассказывают, что хорошо, грустного гномика, что плохо).

Хорошо – когда семья дружная и большая, заботятся друг о друге.

Взрослые помогают младшим, не оставят в беде. Дети могут делиться    игрушками, книгами, различными предметами. Все вместе отдыхают, развлекаются, трудятся дома и даче, помогают маме и бабушке.

Плохо – когда семья маленькая, не дружная, не помогают друг другу.

Б). Дети расскажите, пожалуйста, что для вас Родина хорошо, а что плохо?

Хорошо – когда есть у тебя Родина, где ты родился, где тебя любят и ждут. Родина защищает каждого человека и поможет в биде. Хорошо, когда наша страна процветает, хорошеет, богата животным и растительным миром. Когда все народы разных национальностей живут в дружбе и согласии.

Плохо – когда у тебя нет Родины, а живешь в чужой стране, ты скучаешь по ней. На территории твоей Родины идут боевые действия, погибают солдаты и мирные жители. Люди разных национальностей не живут мирно. Родина не может помочь своим жителям в трудных жизненных ситуациях.

 

Скачать (PDF, 1.01MB)

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь