Поэзия военной тематики поэтов – старооскольцев и белгородцев как средство патриотического воспитания дошкольников

0
89

Зыбенко Юлия Васильевна
старший воспитатель
Бесхмельницына Людмила Юрьевна
Мухина Вера Петровна
воспитатели
МБДОУ ДС№27 «Берёзка»
Старооскольского городского округа

 

ПОЭЗИЯ ВОЕННОЙ ТЕМАТИКИ ПОЭТОВ – СТАРООСКОЛЬЦЕВ И БЕЛГОРОДЦЕВ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Почти 75 лет мы живём без войны. Несколько поколений наших соотечественников не знают, что такое бомбёжки, голод. Почему же мы снова и снова вспоминаем о том времени? Потому, что беспокоимся о будущем! Мы должны помнить о прошлом, чтобы фашизм не смог возродиться. Это наш общий долг перед теми, кто прошёл войну и вернулся героем, и теми, кто не дожил до Победы, перед вдовами фронтовиков и детьми войны. Свою память о Великой Отечественной войне мы должны передать подрастающему поколению, начиная с дошкольного возраста, чтобы они тоже всегда помнили и гордились подвигом дедов и своей великой страной.

В патриотическом воспитании детей дошкольного возраста неоценимую помощь нам оказывает художественная литература военной тематики, особенно поэзия. Главное место здесь занимают произведения, посвященные Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг., рассказывающие о подвигах и мужестве солдат, защищавших Родину, об их судьбах, мыслях и чувствах.  Сила и ритм поэтического слова не оставляют дошколят равнодушными – они восхищаются героизмом и милосердием героев стихов о войне, стремятся стать похожими на них. Достойное место среди поэтических произведений о войне занимает творчество наших земляков – поэтов белгородской и старооскольской земли.

Рекламное сообщение

Наши воспитанники не только вдумчиво слушают стихи о войне, но и всегда с большим желанием принимают участие в конкурсе чтецов, который ежегодно проводится в детском саду ко Дню освобождения Старого Оскола, 5 февраля. Ребята осознанно участвуют в выборе произведений, которые готовят на конкурс и каждый раз заново переживают историю, рассказанную в стихотворении, сопереживают его героям. Не раз мы замечали слёзы на глазах у детей во время выступления, ведь чтение стихов о войне – это серьёзная работа, духовная и интеллектуальная. Однако без этой работы нельзя обойтись, ведь «человеческая жизнь не бесконечна, продлить её может лишь память, которая одна только побеждает время».

Всегда ребят интересует не только содержание поэтических произведений о войне, но и судьбы авторов. Часто, находя ответы на вопросы воспитанников, мы, взрослые, узнаем много новых интересных и важных фактов из истории родного края и жизни наших земляков – поэтов.  Судьбы поэтов – старооскольцев и белгородцев, фронтовиков и тех, кто не был на войне, тесно переплелись с событиями тех страшных и героических лет. Их жизнь – пример гражданского мужества и патриотизма для подрастающего поколения. С первых дней войны поэты вместе со всем народом встали на борьбу с фашистами, сделав своим оружием не только винтовки и автоматы, но и слово: стихи, рассказы, строки военной корреспонденции. Их стихи воскрешают напряженную атмосферу тех лет, горечь отступления и радость побед.

Лучшие стихотворения старооскольских и белгородских поэтов о войне вошли в трёхтомник «Писатели Белогорья», в сборники «Слово о бойце» (стихи о войне тех, кто родился незадолго до войны, во время неё и после Победы) и «Слово бойца» (стихи участников Великой Отечественной войны). Среди них напечатанное 1 мая 1943 года в газете «Путь Октября» стихотворение рядового Красной армии, бойца – пехотинца Сергея Голованова «Под Старым Осколом. Связист», в котором поэт рассказал о подвиге своего однополчанина: «Он шёл сквозь ветер, орудийный гул, и по сугробам линию тянул. Но командира выполнив приказ, упал он, не успев зажмурить глаз» …

Героические судьбы наших земляков поэтов – фронтовиков вызывают восхищение и уважение у ребят – дошкольников так же, как их поэтические строки. Вот только некоторые из них. Константин Новоспасский в июне 1941 года готовился к экзаменам в институте, но взял в руки винтовку. Он был среди солдат героических Сталинградской и Курской битв, воевал под Белгородом. В годы войны в редкие минуты тишины им были написаны стихи, которые печатались на страницах фронтовых газет. Одно из самых любимых детьми его стихотворение «Пилотка»: «…Мне за двоих идти вперёд, и если сердце вдруг остынет, то неизвестный друг придёт, пилотку он мою поднимет».

Леонид Кузубов 12-летним подростком бежал из дома на фронт. Участвовал в боях под Сталинградом, на Курской дуге, за освобождение Белгорода. Три раза был ранен. Дошел до Берлина и там расписался штыком на рейхстаге. Об этом незабываемом событии он рассказал в стихотворении «Автограф».

Наш земляк поэт Владимир Михалёв родился в 1928 году в селе Терехово. Ему не довелось воевать, однако война не обошла стороной и его. В военные годы пришлось бросить школу, потому, что отец, старшие братья воевали, надо было кормить младших братьев и сестру, и Володя стал работать пастухом. А июльским днём 1943-го случилась беда. Парнишка нашёл запал от снаряда. Решил смастерить из него мундштук для деда – распилить металл и высыпать оттуда порох. В результате случился взрыв. Оторвало несколько пальцев, поврежден был правый глаз. Мальчик попал в госпиталь, в Челябинск. Здесь и родились его первые стихи о войне, о Родине. Его стихотворения «У вечного огня», «Поле славы» и другие всегда звучат на конкурсах чтецов, потому что никогда не оставляют детей равнодушными: «…Ходит солнце пашнею, зреет урожай… Славьтесь, в битве павшие за родимый край!»

Юрий Николаевич Шмелев, уроженец города Белгорода (1924 год), участник боев за его освобождение в июле – августе 1943 года, Почетный Гражданин города, инвалид Отечественной войны, краевед – историограф. Его поэзия, как и поэзия всего военного поколения, достигает такого накала человеческих чувств, даёт такой патриотический подъем, что становится понятным, почему люди стояли насмерть на каждом клочке русской земли. И может быть, его самое пронзительное в этом смысле произведение – это знаменитое стихотворение «Память»: «… Здесь в жестоких сраженьях в году 43-м бились насмерть солдаты российской земли, чтобы Родина наша стояла столетья, чтобы хлебные нивы под солнцем цвели!»

Все дальше от нас события той страшной войны и, как написал в своем стихотворении «Последний свидетель» наш современник, старооскольский поэт Анатолий Ионкин: «Дни идут, дорогие люди, и настанет такая дата, что в живых никого не будет, воевавших с врагом когда-то…». Но из нашей памяти никогда не должно стереться то, что произошло во время Великой Отечественной. Поэзия о военных годах – это исторический документ, который поможет нам, ныне живущим, сохранить и передать будущим поколениям память и благодарность за счастье жить на Земле тем, кто отстоял мирное небо над нашей Родиной на полях войны. Так же, как поэт Евгений Туренко, мы помним: «Бои отгремели под Старым Осколом ещё в сорок третьем году, но в памяти нашей душевный осколок, он в сердце – всегда на виду».

Список литературы:

  1. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников/ Н.В. Алёшина. – М.: ЦГЛ, 2004. – 256 с.
  2. Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Книга для воспитателя детского сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.; Под ред. А.М. Виноградовой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 96 с.
  3. Писатели Белогорья: биобиблиографический справочник / ред.-сост. Г.Н. Бондарева и др. – Белгород: Крестьянское дело, – 280 с.
  4. Писатели Белогорья. В 3-х томах. Т. 2. Стихотворения. Поэмы. — Белгород: Константа, 2014. – 451 с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь