Катерешина Татьяна Александровна
Рощупкина Ирина Викторовна
воспитатели
Федорова Елена Николаевна
инструктор по физической культуре
МБДОУ ДС № 27 «Березка»
г. Старый Оскол
Материалы участников Всероссийского научно-практического семинара на основе мастер-классов в режиме онлайн «Эффективные практики познавательно-речевого развития дошкольников»
Пояснительная записка. Конспект составлен с учетом ФГОС, на основе перспективного планирования, с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ ДС № 27 «Берёзка», возрастных особенностей детей, индивидуального и системно-деятельностного подхода. Данный конспект представлен в рамках систематической работы с воспитанниками старшей группы. Конспект составлен на основе интеграции нескольких образовательных областей, что соответствует федеральным государственным требованиям к построению современной системы дошкольного образования. Занятие является итоговым, проводится, опираясь на имеющие знания детей по пройденной теме «Весна». Используются разнообразные методы и приемы, наглядный материал. Это способствует положительным результатам в закреплении знаний дошкольников. Методическая разработка предназначена воспитателям дошкольных учреждений.
Ведущая образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: закрепить знания детей о характерных признаках весны.
Задачи.
Образовательные: обогащать и расширять словарный запас детей по теме «Весна». Систематизировать знания о весенних явлениях природы. Формировать грамматически правильную речь. Совершенствовать диалогическую речь, учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы полными предложениями, использовать в речи сложноподчиненные предложения. Совершенствовать умение образовывать: существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, образовывать сравнительные обороты, подбирать слова – определения к слову «солнце», составлять рассказ с помощью мнемотаблиц.
Развивающие: развивать логическое мышление, воображение, память, слуховое восприятие, зрительное внимание.
Воспитательные: воспитывать у детей навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными ответами, внимательно слушать своих товарищей), любовь к природе, внимательное отношение к богатству родного языка. [4, с. 154]
Предварительная работа: наблюдения на прогулке за весенними изменениями в природе, чтение художественной литературы по теме, рассматривание иллюстраций, картин о весне, заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, опыты с водой и снегом.
Материалы и оборудование: мяч, солнышко с лучами, магнитная доска, мнемотаблица, картинки солнышка и снежинки, аудиозапись.
Активизация словаря: весна, весенние месяцы: март, апрель, май; приметы весны: тает снег, бегут ручьи, появляются проталины, весенние цветы, возвращаются перелетные птицы, появляется капель, набухают почки на деревьях, появляется зеленая трава; насекомые; перелетные птицы; дикие звери и их детеныши.
Методы и приёмы: актуализация ранее приобретенных знаний, физкультминутка, импровизация, игровая беседа с элементами движений, игровые задания, проблемная ситуация, рассматривание, прослушивание аудиозаписи. [3, с. 72]
Форма занятия: групповая.
Ход ООД.
1.Организационный момент. Приветствие.
Воспитатель. Ребята, давайте день начнём с улыбки. Собрались все дети в круг, я — твой друг и ты — мой друг. Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!
- Воспитатель. Сейчас, я вам загадаю загадку, и вы догадаетесь о чём мы будем говорить на занятии.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт
И подснежник расцветёт
Дети. Весна.
Воспитатель. Расскажите, какие изменения произошли весной?
Ответы детей.
Воспитатель. А сколько месяцев у весны? В кругу мы стоим и весенние месяцы говорим.
Ответы детей.
Воспитатель. В кругу мы стоим, и пословицы и поговорки о весне говорим. Ответы детей. (Весна красна цветами, а осень пирогами. Весна цветы рассыпает, зима снег расстилает. Весной пролежишь, так зимой с сумой побежишь. Апрель с водой, май с травой).
Воспитатель. Какие вы знаете приметы весны? Ответы детей. Давайте прочитаем стихи о весне. Чтение стихотворений о весне.
- Ребята, а вы хотите поиграть в игру «Скажи наоборот»? Ответы детей. Игра «Скажи наоборот».
- Зимой снег белый, а весной (серый)
- Зимой дни холодные, а весной (тёплые)
- Зимой небо серое, а весной (голубое)
- Зимой ветер холодный, а весной (тёплый)
- Зимой солнце низкое, а весной (высокое)
- Зимой снег чистый, а весной (грязный)
- Зимой солнце тусклое, а весной (яркое)
- Воспитатель. Правильно, ребята. Действительно весной солнце светит ярко. Оно большое и доброе. Игра «Солнышко весной» (Подбор прилагательных). У нашего солнышка рассыпались лучики. Давайте поможем ему, соберём лучики и расскажем, какое у нас солнышко. Дети прикрепляют лучики к солнцу, подбирая прилагательные: круглое, тёплое, большое, ласковое, радостное, желтое, румяное, весёлое, лучистое, яркое.
- Игра «Назови ласково». Воспитатель. Ребята я буду вам бросать мяч и называть слово, вы мне возвращаете мяч и говорите слово ласково.
- Лист – листик
- Солнце – солнышко
- Жук – жучок
- Елка – елочка
- Цветок – цветочек
- Ручей – ручеёк
- Гнездо – гнёздышко
- Дерево – деревце
- Птица – птичка
- Физкультминутка.
- Чтобы ровной была спинка, очень нам нужна разминка.
- Утром солнышко встает, теплый лучик детям шлет (дети встают, разводят руками)
- Здравствуй, солнышко, привет, без тебя нам жизни нет (кружатся);
- Землю солнышко пригрело, (разводят вокруг себя руками);
- Птичка радостно запела (руками изображают взмах крыльями);
- Зажурчали ручейки, (волнообразными движениями руками);
- Зацвели вокруг цветы небывалой красоты (приседают и снова встают, руки поднимают вверх).
- Воспитатель. Ребята, а сейчас давайте сядем на коврик и придумаем рассказ о весне. Мы сегодня узнали много нового интересного о весне. Давайте вместе с вами составим небольшой рассказ. А чтобы вам легче было составлять, я нарисовала схему – таблицу, предлагаю вам рассмотреть, что на ней изображено. На первой картинке – солнышко и сосульки. Как вы думаете, почему? Ответы детей.
А что изображено на второй?
Дети: «Подснежники».
Воспитатель. Правильно ребята. Подснежники, это первые весенние цветы. А на третьей? Ответы детей. (Деревья и кустарники с зелёными листочками). На четвёртой? (Перелётные птицы и медведь). На пятой? (Насекомые). На шестой? (Одежда). Дети высказывают своё мнение, почему именно эти предметы, природные явления, птицы, животные изображены в мнемотаблице. Составление рассказов детьми по схеме.
Пример рассказа. Наступила весна. Солнышко стало светить тепло. Растаял снег, распустились подснежники. Зажурчали ручьи. На деревьях и кустарник набухли почки, появились первые зелёные листики. Прилетели перелётные птицы. Звери в лесу проснулись. Появились насекомые. Люди надели облегчённую одежду.
- Рефлексия. Слушание музыкального произведения из цикла «Времена года». «Весна». П.И. Чайковский.
Ребята, кому понравилось занятие? Поднимите картинку с изображением солнышка, кому не понравилось – снежинки.
Список литературы:
- Абдуллина Д.Х. Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников. //Воспитатель ДОУ. 2019. №10. с. 98.
- Гризик, Т. И. Развитие речи детей 5-6 лет / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. – М.: Просвещение, 2017. – 208 c.
- Волчкова В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи. – Воронеж: Учитель, 2004
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.