ВЕСНА ПРИШЛА – ТЕПЛО ПРИНЕСЛА

конспект интегрированного занятия в старшей группе

0
1818

Катерешина Татьяна Александровна
Рощупкина Ирина Викторовна
воспитатели
Федорова Елена Николаевна
инструктор по физической культуре
МБДОУ ДС № 27 «Березка»
г. Старый Оскол

Материалы участников Всероссийского научно-практического семинара на основе мастер-классов в режиме онлайн  «Эффективные практики познавательно-речевого развития дошкольников»

Пояснительная записка. Конспект составлен с учетом ФГОС, на основе перспективного планирования, с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ ДС № 27 «Берёзка», возрастных особенностей детей, индивидуального и системно-деятельностного подхода. Данный конспект представлен в рамках систематической работы с воспитанниками старшей группы. Конспект составлен на основе интеграции нескольких образовательных областей, что соответствует федеральным государственным требованиям к построению современной системы дошкольного образования. Занятие является итоговым, проводится, опираясь на имеющие знания детей по пройденной теме «Весна». Используются разнообразные методы и приемы, наглядный материал. Это способствует положительным результатам в закреплении знаний дошкольников. Методическая разработка предназначена воспитателям дошкольных учреждений.

Ведущая образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: закрепить знания детей о характерных признаках весны.

Задачи.

материалы в печатный сборник 

Образовательные: обогащать и расширять словарный запас детей по теме «Весна». Систематизировать знания о весенних явлениях природы. Формировать грамматически правильную речь. Совершенствовать диалогическую речь, учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы полными предложениями, использовать в речи сложноподчиненные предложения. Совершенствовать умение образовывать: существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, образовывать сравнительные обороты, подбирать слова – определения к слову «солнце», составлять рассказ с помощью мнемотаблиц.

Развивающие: развивать логическое мышление, воображение, память, слуховое восприятие, зрительное внимание.

Воспитательные: воспитывать у детей навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными ответами, внимательно слушать своих товарищей), любовь к природе, внимательное отношение к богатству родного языка. [4, с. 154]

Предварительная работа: наблюдения на прогулке за весенними изменениями в природе, чтение художественной литературы по теме, рассматривание иллюстраций, картин о весне, заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, опыты с водой и снегом.

Материалы и оборудование: мяч, солнышко с лучами, магнитная доска, мнемотаблица, картинки солнышка и снежинки, аудиозапись.

Активизация словаря: весна, весенние месяцы: март, апрель, май; приметы весны: тает снег, бегут ручьи, появляются проталины, весенние цветы, возвращаются перелетные птицы, появляется капель, набухают почки на деревьях, появляется зеленая трава; насекомые; перелетные птицы; дикие звери и их детеныши.

Методы и приёмы: актуализация ранее приобретенных знаний, физкультминутка, импровизация, игровая беседа с элементами движений,  игровые задания, проблемная ситуация,  рассматривание, прослушивание аудиозаписи. [3, с. 72]

Форма занятия: групповая.

Ход ООД.

1.Организационный момент. Приветствие.

Воспитатель. Ребята, давайте день начнём с улыбки. Собрались все дети в круг, я — твой друг и ты — мой друг. Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!

  1. Воспитатель. Сейчас, я вам загадаю загадку, и вы догадаетесь о чём мы будем говорить на занятии.

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт
И подснежник расцветёт

Дети. Весна.

Воспитатель. Расскажите, какие изменения произошли весной?

Ответы детей.

Воспитатель. А сколько месяцев у весны? В кругу мы стоим и весенние месяцы говорим.

Ответы детей.

Воспитатель. В кругу мы стоим, и пословицы и поговорки о весне говорим. Ответы детей. (Весна красна цветами, а осень пирогами. Весна цветы рассыпает, зима снег расстилает. Весной пролежишь, так зимой с сумой побежишь. Апрель с водой, май с травой).

Воспитатель. Какие вы знаете приметы весны? Ответы детей. Давайте прочитаем стихи о весне. Чтение стихотворений о весне.

  1. Ребята, а вы хотите поиграть в игру «Скажи наоборот»? Ответы детей. Игра «Скажи наоборот».
  • Зимой снег белый, а весной (серый)
  • Зимой дни холодные, а весной (тёплые)
  • Зимой небо серое, а весной (голубое)
  • Зимой ветер холодный, а весной (тёплый)
  • Зимой солнце низкое, а весной (высокое)
  • Зимой снег чистый, а весной (грязный)
  • Зимой солнце тусклое, а весной (яркое)
  1. Воспитатель. Правильно, ребята. Действительно весной солнце светит ярко. Оно большое и доброе. Игра «Солнышко весной» (Подбор прилагательных). У нашего солнышка рассыпались лучики. Давайте поможем ему, соберём лучики и расскажем, какое у нас солнышко. Дети прикрепляют лучики к солнцу, подбирая прилагательные: круглое, тёплое, большое, ласковое, радостное, желтое, румяное, весёлое, лучистое, яркое.
  2. Игра «Назови ласково». Воспитатель. Ребята я буду вам бросать мяч и называть слово, вы мне возвращаете мяч и говорите слово ласково.
  • Лист – листик
  • Солнце – солнышко
  • Жук – жучок
  • Елка – елочка
  • Цветок – цветочек
  • Ручей – ручеёк
  • Гнездо – гнёздышко
  • Дерево – деревце
  • Птица – птичка
  1. Физкультминутка.
  • Чтобы ровной была спинка, очень нам нужна разминка.
  • Утром солнышко встает, теплый лучик детям шлет (дети встают, разводят руками)
  • Здравствуй, солнышко, привет, без тебя нам жизни нет (кружатся);
  • Землю солнышко пригрело, (разводят вокруг себя руками);
  • Птичка радостно запела (руками изображают взмах крыльями);
  • Зажурчали ручейки, (волнообразными движениями руками);
  • Зацвели вокруг цветы небывалой красоты (приседают и снова встают, руки поднимают вверх).
  1. Воспитатель. Ребята, а сейчас давайте сядем на коврик и придумаем рассказ о весне. Мы сегодня узнали много нового интересного о весне. Давайте вместе с вами составим небольшой рассказ. А чтобы вам легче было составлять, я нарисовала схему – таблицу, предлагаю вам рассмотреть, что на ней изображено. На первой картинке – солнышко и сосульки. Как вы думаете, почему? Ответы детей.

А что изображено на второй?

Дети: «Подснежники».

Воспитатель. Правильно ребята. Подснежники, это первые весенние цветы. А на третьей? Ответы детей. (Деревья и кустарники с зелёными листочками). На четвёртой? (Перелётные птицы и медведь). На пятой? (Насекомые). На шестой? (Одежда). Дети высказывают своё мнение, почему именно эти предметы, природные явления, птицы, животные изображены в мнемотаблице. Составление рассказов детьми по схеме.

Пример рассказа. Наступила весна. Солнышко стало светить тепло. Растаял снег, распустились подснежники.  Зажурчали ручьи. На деревьях и кустарник набухли почки, появились первые зелёные листики. Прилетели перелётные птицы. Звери в лесу проснулись. Появились насекомые. Люди надели облегчённую одежду.

  1. Рефлексия. Слушание музыкального произведения из цикла «Времена года». «Весна». П.И. Чайковский.

Ребята, кому понравилось занятие? Поднимите картинку с изображением солнышка, кому не понравилось – снежинки.

Список литературы:

  1. Абдуллина Д.Х. Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников. //Воспитатель ДОУ. 2019. №10. с. 98.
  2. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 5-6 лет / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. – М.: Просвещение, 2017. – 208 c.
  3. Волчкова В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи. – Воронеж: Учитель, 2004
  4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь