Зерщикова Инна Владимировна
Черноусова Людмила Анатольевна
воспитатели
Давидчук Ирина Александровна
учитель-логопед
МБДОУ ДС № 41 «Семицветик»
Материалы участников Всероссийского научно-практического семинара на основе мастер-классов в режиме онлайн «Эффективные практики познавательно-речевого развития дошкольников»
Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, родной язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.
Звуковая культура речи – составная часть общей речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывают родители и воспитатели. В детском саду перед педагогом стоят задачи: воспитание у детей чистого, ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание хорошей дикции, воспитание выразительности детской речи. Неясная речь ребёнка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.
В старшем дошкольном возрасте у многих детей отмечается не совсем правильная расстановка ударений, проглатывание окончаний слов, смешивание твердых и мягких согласных, свистящих, шипящих. Также отмечается несовершенство речевого дыхания, фонематического слуха, недостаточно развито взаимодействие слухового и речедвигательного анализаторов.
Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды. Одним из таких условий является наличие дидактических игр. Форма обучения детей в виде дидактических игры по развитию речи содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).
Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространённым методом словарной работы с детьми дошкольного возраста. Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей ещё и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.
Виды дидактических игр для развития речи у дошкольников:
Лото «Найди картинку и назови первый звук»
Цель: научить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.
Описание игры: у детей карты с нарисованными картинками. Ведущий называет любой звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть её фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.
Дидактическая игра по развитию речи «Звуковые бусы»
Цель: формирование навыков звукобуквенного анализа у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: формировать умение определять заданный звук в слове (в начале, середине или в конце слова). Расширять и активизировать словарь детей, зрительное и слуховое восприятие и внимание, логическое мышление. Развивать общую и мелкую моторику.
Дидактическая игра «Весёлый паровозик»
Цель: развитие фонематического слуха; формирование навыков звукового и слогового анализа и синтеза слов; развитие умения определять местонахождение звука в слове. Данное игровое пособие, является многофункциональным средством. Оно предназначено для детей старшего дошкольного возраста.
Дидактическая игра «Определи первый звук в словах»
Игровая задача: определить первый звук в словах и правильно обозначить его буквой. Дети должны выбрать правильно картинки с одинаковым первым звуком, назвать его, показать букву и проговорить слово.
Дидактические игры «Назови животное», «Кто как голос подаёт», «Опиши картину» и т. п. тоже являются хорошим средством для развития речи и звуковой культуры у детей.
Таким образом, от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков зависит формирование правильного произношения и качество подготовки детей к обучению грамоте.
Привлекаем родителей к изготовлению игр и пособий, организуем практикумы, мастер-классы, родительские собрания, где рассказываем об игровых технологиях: какие цели преследуем, как изготовить пособия своими руками, как поиграть с ребёнком.
Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи. Дети 6-летнего возраста знают уже достаточно большое количество букв, некоторые к школе читают по слогам. ФГОС дошкольного образования не ставит задачи обучения дошкольников грамоте. Речь идет о предпосылках грамотности – о формировании звуковой аналитико-синтетической активности. О воспитании интереса к письменной речи, к чтению.