Бахтиярова Наталья Николаевна
Дубенцова Наталья Анатольевна
воспитатели
МБДОУ ДС №10 «Светлячок»
Старооскольского городского округа
Бурнашева Ольга Анатольевна
воспитатель
МБДОУ Обуховский детский сад «Земляничка»
Старооскольского городского округа
Материалы участников Всероссийского научно-практического семинара на основе мастер-классов в режиме онлайн «Эффективные практики познавательно-речевого развития дошкольников»
Процесс приобщения к миру взрослых, профориентация способствуют накоплению социального опыта взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, побуждают его развивать свои коммуникативные навыки. Повышение уровня речевого развития – главная цель работы с детьми дошкольного возраста. Она реализуется во всех видах деятельности и отражается во всех задачах, поставленных воспитателями в профессиональном ориентировании.
Образовательные задачи профориентирования: познакомить воспитанников с существующими профессиями. Обогатить и активизировать словарь, лексически связанный с разнообразным трудом взрослых в окружающем мире. Дать представление о незнакомых ранее словах-предметах (существительных), их свойствах (прилагательные) и способах их использования (глаголы).
Развивающие задачи профориентирования: формировать и совершенствовать умения воспитанников сравнивать, классифицировать, обобщать полученные знания о профессиональной деятельности. Кроме того, развивать навыки словоизменения (по падежам, по временам, по числам) и словообразования (использование приставок и суффиксов), совершенствовать связную речь.
Известно, что дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
Ребёнок рождается, не умея говорить, в процессе своего развития он должен овладеть языком, на котором говорят окружающие его взрослые, научиться пользоваться раньше устной, а затем письменной речью. Формирование связной речи детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем в общей системе работы с детьми.
Это очень сложная задача. Ребёнку приходится за немногие годы усвоить всё богатство языка, которое создавалось народом в течение тысячелетий. В своём развитии детская речь проходит ряд этапов, качественно отличающихся друг от друга. Речь детей дошкольного возраста лучше всего развивается посредством игры.
Нам педагогам известно, что именно в детском саду широко используется основной вид деятельности ребёнка – игра, поскольку является наиболее эффективным средством помощи для детей.
Большое значение в речевом развитии ребенка имеет игра, и это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и самого себя, свое место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение.
Сюжетно-ролевая игра – не только ведущий вид деятельности дошкольника, но и средство для решения поставленных задач по ранней профориентации детей дошкольного возраста. Ранняя профориентация детей, по мнению многих педагогов и психологов, должна начинаться с младшего дошкольного возраста. Так как в ходе сюжетно-ролевой игры начинают формироваться определенные отношения к людям, к деятельности взрослого, к профессиям. Именно в сюжетно-ролевой игре со сверстниками или взрослыми дети обмениваются новыми знаниями, учатся договариваться друг с другом, выслушивать других детей, развивают психические процессы: свою речь, обогащая словарь, развивают произвольное внимание, воображение, восприятие. Сюжетно-ролевая игра охватывает все образовательные области дошкольного образования. Сюжетно-ролевые игры имитируют производственные ситуации, моделируют профессиональное поведение и социальные взаимоотношения. Развитие диалогической и монологической речи, активизация словаря осуществляется в сюжетно-ролевых играх. Исполняя роли врача и пациента, продавца и покупателя, дошкольники ведут диалог, практикуя использование в речи простых коротких предложений в системе вопрос-ответ. А описание симптомов болезней или предметов, которые необходимо купить, стимулирует использование развернутых высказываний.
Сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи: способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, закреплению и обогащению словаря, автоматизации звуков в словах, в предложениях и в тексте, формированию грамматического строя языка, а также развитию диалогического общения. Педагог во время игры много разговаривает с детьми, в результате этого у ребенка возникает потребность в речевом общении (спросить о чем-то, сообщить что-то). Педагог побуждает детей к вопросам по поводу той или иной игрушки, картинки, таким образом, развивая их речевую активность.
А. Н. Леонтьев утверждает, что формирование связной речи целесообразнее всего осуществлять в сюжетно-ролевой игре, потому что, сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие связной речи. В игре ребенок познает не только окружающий мир, но и самого себя, свое место в этом мире. Воспроизведение в игре отдельных сторон окружающей действительности требует активного применения вербальных средств: для обозначения предметов, действий и отношений. Это создает благоприятные условия для речевого развития детей. В сюжетно-ролевой игре между детьми устанавливаются ролевые и реальные отношения, стимулирующие детей к общению. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы.
В игровой деятельности удовлетворяется потребность детей в игре словом. Особенно велика роль слова в создании образа. Слово помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия. В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды создаются с помощью слова. Особенно заметна роль слова в режиссерских играх, где ребенок не берет на себя роли, как в обычной игре, а передвигает игрушки и говорит за них. В руководстве сюжетно-ролевыми играми особое внимание педагога сосредоточено на обогащении содержания игр. С этой целью он создает у детей интерес к новым сюжетам. Такой интерес не возникает на пустом месте, он «вызревает» в ходе всей воспитательной работы, если дошкольники получают яркие представления об окружающей жизни, которые вплетаются в их прошлый опыт, будоражат воображение, вызывают эмоциональный отклик. Так, для обогащения содержания игр детей можно рассмотреть соответствующий иллюстративный материал, почитать им книги, провести беседу, сходить на экскурсию. Следует учитывать, что сюжетно-ролевые игры формируются под влиянием дидактических речевых игр и проводятся с детьми целью упрочнения и закрепления правильных речевых навыков
Активное использование сюжетно-ролевой игры в работе с детьми способствует формированию лексической стороны речи у дошкольников.
Сюжетно-ролевые игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усваивать его грамматические нормы. Они таят в себе большие возможности, дают детям определенный объем знаний и учат их владеть этими знаниями; развивать творческую активность, самостоятельность мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определенные трудности речевого развития, такого как связная речь.
Список литературы:
- 1.Кондрашев, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашев. – Балашов: Изд. «Николаев», 2004. – 52 с.
- 2.Михайленко, Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова – М.: Изд. «Гнои и Д», 2000. – 96 с.
- 3.Пасечникова, Т.В. Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие /Т.В. Пасечникова – Самара: Изд. ЦПО, 2013. – 45 с.