Иванова Юлия Юрьевна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 41 «Лесная сказка»
город Лесосибирск
КОНКУРС – «Самая интересная презентация»
НОМИНАЦИЯ – Мастер-класс для воспитателей
Файл 2
Валеологическое просвещение – это процесс, который направлен на
сохранение и укрепление здоровье детей, родителей, педагогов. Его осуществление связано с перестройкой в сознании всех участников педагогического процесса.
Василий Александрович Сухомлинский отмечал, что «Забота о здоровье – это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Файл 3
Известно, что формирование здоровых привычек начинается с детства и это, прежде всего, проблема воспитательная. Для научного обеспечения оздоровительной функции ДОУ разработана концепция педагогической валеологии. Её основу составляет валеология – наука о здоровье.
Валеология утверждает, что у каждого человека есть резервы здоровья, которые он должен научиться использовать. Поэтому её сущность выражается девизом: «Человек, познай и сотвори себя сам!».
Педагогическая валеология объединяет валеологию и педагогику в единой научно-методической концепции. Её можно назвать «наукой о формировании здоровья педагогическими средствами».
Файл 4
Впервые о необходимости валеологического просвещения человека заявил крупнейший отечественный микробиолог, врач Илья Ильич Мечников. Он считал: самое главное – научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.
Необходимость валеологического просвещения подчёркивают и исследователи, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и больше чем на 60% от его образа жизни.
Файл 5
Девиз педагогической валеологии – «Здоровье через образование». Всемирная организация здравоохранение даёт такую формулировку: «Здоровье – это «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Поэтому при проведении непосредственной образовательной деятельности включаем физ. минутки, двигательные дидактические игры, любой самомассаж, перемещения детей в пространстве, т.к. физическая активность стимулирует работу мозга, в то время как коэффициент полезного действия уставшего мозга значительно снижен.
Файл 6
Валеологическая учебно-воспитательная работа строится на следующих подходах и принципах:
- Системный подход
- Деятельностный подход
- Принцип «Не навреди»
- Принцип гуманизма
- Принцип альтруизма
Файл 7
Мощным источником формирования ЗОЖ и мотивации к здравоохранительному поведению детей является физическая культура.
Файл 8
Физкультурно-оздоровительная работа включает:
- Ежедневные утренние гимнастики
- Физкультурные занятия
- Индивидуальные занятия по группам здоровья
- Динамические паузы, физкультминутки, гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику.
- Логопедические занятия
- Секции (ритмическая гимнастика), кружки (профилактика плоскостопия).
- Двигательную и артикуляционную гимнастики
- Гимнастику после дневного сна
- Прогулки и подвижные игры
Файл 9
Существенным элементом валеологической культуры являются основы личной гигиены – навыки ухода за телом, приёмы самомассажа (поглаживание, растирание, разминание, пощипывание, вибрация, поколачивание), способы закаливания и др.
Оптимальные способы закаливания:
- Растирание холодной водой
- Контрастный душ
- Солнечные ванны летом в сочетании со свежим воздухом
- Физические упражнения
- Точечный самомассаж
Такие процедуры повышают устойчивость организма к пониженным температурам, снижают заболеваемость.
Файл 10
Важной задачей валеологической учебно-воспитательной работы является овладение навыками психопрофилактики, саморегуляции и активизации резервных возможностей организма.
К методам саморегуляции для дошкольников относятся следующие упражнения: «Стойкий солдатик», «Сбрось усталость», «Врасти в землю», «Гора с плеч», «Муха» и др.
К способам саморегуляции относятся:
- Смех, улыбка, юмор
- Размышления о хорошем, приятном
- Движения потягивания, расслабление мышц
- Рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий
- Купание (реальное или мысленное) в солнечных лучах
- Вдыхание свежего воздуха
- Чтение стихов
- Высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так
Файл 11
Валеологическое воспитание детей служит укреплению семьи. Дети узнают лучшие семейные традиции, понимают значение и важность семьи в жизни человека, осваивают нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи.
Совместно с семьями воспитанников реализован проект «Огород -кладезь здоровья», итоговым мероприятием которого стала выставка овощей и поделок из овощей, выращенных на дачных участках.
Обобщён опыт работы по теме «Закаливание как фактор укрепления и сохранения здоровья детей», где представлены средства и методы закаливания, систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным условиям окружающей среды.
Проведена консультация для родителей «Основы правильного питания» по организации питания, о рационе и режиме, приведены примеры меню. Родители делились опытом приготовления любимых семейных блюд.
Файл 12
Для реализации задач валеологического просвещения родителей широко используются:
- консультации;
- информация в родительских уголках, в папках-передвижках;
- устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физическому воспитанию, а также родителей с опытом семейного воспитания;
- семинары-практикумы;
- деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми, разбором проблемных ситуаций по видеосъемкам;
- открытые занятия для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на улице, закаливающих процедур;
- совместные физкультурные досуги и праздники и т. д.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!