Валеологическое просвещение родителей

Мастер-класс для воспитателей

0
1002

Иванова Юлия Юрьевна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 41 «Лесная сказка»
город Лесосибирск

КОНКУРС – «Самая интересная презентация»
НОМИНАЦИЯ  – Мастер-класс для воспитателей 

Файл 2

Валеологическое просвещение – это процесс, который направлен на

сохранение и укрепление здоровье детей, родителей, педагогов. Его осуществление связано с перестройкой в сознании всех участников педагогического процесса.

Василий Александрович Сухомлинский отмечал, что «Забота о здоровье – это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Файл 3

Рекламное сообщение     

 Известно, что формирование здоровых привычек начинается с детства и это, прежде всего, проблема воспитательная.  Для научного обеспечения оздоровительной функции ДОУ разработана концепция педагогической валеологии. Её основу составляет валеология – наука о здоровье.
Валеология утверждает, что у каждого человека есть резервы здоровья, которые он должен научиться использовать. Поэтому её сущность выражается девизом: «Человек, познай и сотвори себя сам!».

Педагогическая валеология объединяет валеологию и педагогику в единой научно-методической концепции. Её можно назвать «наукой о формировании здоровья педагогическими средствами».

Файл 4

Впервые о необходимости валеологического просвещения человека заявил крупнейший отечественный микробиолог, врач Илья Ильич Мечников. Он считал: самое главное – научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.

Необходимость валеологического просвещения подчёркивают и исследователи, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и больше чем на 60% от его образа жизни.

Файл 5

Девиз педагогической валеологии – «Здоровье через образование». Всемирная организация здравоохранение даёт такую формулировку: «Здоровье – это «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Поэтому при проведении непосредственной образовательной деятельности включаем физ. минутки, двигательные дидактические игры, любой самомассаж, перемещения детей в пространстве, т.к. физическая активность стимулирует работу мозга, в то время как коэффициент полезного действия уставшего мозга значительно снижен.

Файл 6

Валеологическая учебно-воспитательная работа строится на следующих подходах и принципах:

  • Системный подход
  • Деятельностный подход
  • Принцип «Не навреди»
  • Принцип гуманизма
  • Принцип альтруизма

Файл 7

Мощным источником формирования ЗОЖ и мотивации к здравоохранительному поведению детей является физическая культура.

Файл 8

Физкультурно-оздоровительная работа включает:

  • Ежедневные утренние гимнастики
  • Физкультурные занятия
  • Индивидуальные занятия по группам здоровья
  • Динамические паузы, физкультминутки, гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику.
  • Логопедические занятия
  • Секции (ритмическая гимнастика), кружки (профилактика плоскостопия).
  • Двигательную и артикуляционную гимнастики
  • Гимнастику после дневного сна
  • Прогулки и подвижные игры

Файл 9

Существенным элементом валеологической культуры являются основы личной гигиены – навыки ухода за телом, приёмы самомассажа (поглаживание, растирание, разминание, пощипывание, вибрация, поколачивание), способы закаливания и др.

Оптимальные способы закаливания:

  • Растирание холодной водой
  • Контрастный душ
  • Солнечные ванны летом в сочетании со свежим воздухом
  • Физические упражнения
  • Точечный самомассаж

Такие процедуры повышают устойчивость организма к пониженным температурам, снижают заболеваемость.

Файл 10

Важной задачей валеологической учебно-воспитательной работы является овладение навыками психопрофилактики, саморегуляции и активизации резервных возможностей организма.

К методам саморегуляции для дошкольников относятся следующие упражнения: «Стойкий солдатик», «Сбрось усталость», «Врасти в землю», «Гора с плеч», «Муха» и др.

К способам саморегуляции относятся:

  • Смех, улыбка, юмор
  • Размышления о хорошем, приятном
  • Движения потягивания, расслабление мышц
  • Рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий
  • Купание (реальное или мысленное) в солнечных лучах
  • Вдыхание свежего воздуха
  • Чтение стихов
  • Высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так

Файл 11

   Валеологическое воспитание детей служит укреплению семьи. Дети узнают лучшие семейные традиции, понимают значение и важность семьи в жизни человека, осваивают нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи.

Совместно с семьями воспитанников реализован проект «Огород -кладезь здоровья», итоговым мероприятием которого стала выставка овощей и поделок из овощей, выращенных на дачных участках.

Обобщён опыт работы по теме «Закаливание как фактор укрепления и сохранения здоровья детей», где представлены средства и методы закаливания, систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным условиям окружающей среды.

Проведена консультация для родителей «Основы правильного питания» по организации питания, о рационе и режиме, приведены примеры меню.  Родители делились опытом приготовления любимых семейных блюд.

Файл 12

Для реализации задач валеологического просвещения родителей широко используются:

  • консультации;
  • информация в родительских уголках, в папках-передвижках;
  • устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физическому воспитанию, а также родителей с опытом семейного воспитания;
  • семинары-практикумы;
  • деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми, разбором проблемных ситуаций по видеосъемкам;
  • открытые занятия для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на улице, закаливающих процедур;
  • совместные физкультурные досуги и праздники и т. д.

 

 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь