Интерес к природе родного края у старших дошкольников: сущность, структура, критерии, уровни развития

0
267

Рец Мария Ивановна

Воспитатель

МАДОУ «Центр развития ребенка детский сад №12 г. Шебекино Белгородской области»

Интерес к природе родного края формируются по мере того, как старшие дошкольники вступают в сознательный контакт с окружающим миром природы, получают доступную для возрастного периода незнакомую ранее информацию, экологические представления, осваивают исторически сложившиеся культурные традиции родного края.

Раскрывая сущность интереса рассмотрим понятие «интерес» с точки зрения философии, психологии и педагогики.

В новой философской энциклопедии интерес рассматривается как активная направленность человека на различные объекты, освоение которых оценивается им как благо; потребности, выступающие мотивацией поведения индивида. Реализация интересов способствует повышению статуса личности, ее самооценки. Интересы всегда эмоционально окрашены и связаны с ценностным отношением человека к миру. Обычно выделяют личные и групповые интересы.

Рассматривая интерес с психологической точки зрения необходимо отметить, что под интересом понимается потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане. В условиях формирующейся познавательной деятельности содержание интереса может все более обогащаться, включая в себя новые связи предметного мира. Интересу присуще эмоциональный и волевой моменты, а также интеллектуальная эмоция и усилие, связанное с преодолением интеллектуальных трудностей. Интерес тесно связан с собственно человеческим уровнем освоения действительности в форме знаний.

материалы в печатный сборник 

Интерес с педагогической точки зрения рассматривается как форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Удовлетворение интереса не ведёт к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности.

Интерес формируется и развивается в процессе игровой, учебной, трудовой, общественной деятельности человека и зависит от условий его жизни, обучения и воспитания. Поверхностные, случайные и неустойчивые интересы, вызываемые внешней занимательностью объектов, постепенно уступают место более глубоким, устойчивым и действенным интересам.

Перед образовательными учреждениями стоит задача на основе уже имеющихся у детей интересов пробуждать, формировать и развивать новые социально ценные интересы, а также интересы, наиболее соответствующие индивидуальным возможностям и способностям.

Интерес дошкольника является важнейшим стимулом к расширению кругозора ребенка, приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом. Если интересы взрослого человека характеризуются содержанием, широтой, глубиной, устойчивостью, то у дошкольников интересы отличаются неустойчивостью, поверхностью и непроизвольностью.

Интересы детей дошкольного возраста тесно связаны со всеми сторонами психического развития ребенка – мышлением, памятью, внимаем, эмоциями и т.д. То, что увлекает ребенка, сосредотачивает его, заставляет размышлять, вызывает разные эмоциональные чувства. Для детей дошкольного возраста интерес играет важную роль в умственной активности, организации разных видов деятельности, концентрации поведения, стремления добывать то, что заинтересовало ребенка.

По мере взросления меняется и характер интересов детей дошкольного возраста: они становятся устойчивее, осмысленнее. У старших дошкольников при правильной организации образовательного процесса постепенно идет формирование произвольных, целенаправленных интересов, которые способствуют проявлению волевого усилия, преодоления трудностей в достижении цели.

Дошкольник интересуется всем, ведь недаром этот возраст называется возрастом «Почемучек». Дети знакомятся с окружающим их миром, желают проникнуть в суть предметов и явлений, вникать в причинно-следственные связи, задавая вопросы: Зачем это? Чье это? Для чего оно? Из чего сделано?». Дошкольники изумляются, вслушиваются, всматриваются, исследуют – проявляют интерес.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь