Макаева Айгуль Рифкатовна
Якимова Светлана Ингатовна
воспитатели
Давлетбаева Гульнара Мансафовна
музыкальный руководитель
МБДОУ Детский сад №234
РБ, г. Уфа
Адаптация после летнего отдыха является закономерным процессом и длится приблизительно около двух недель и более, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. В период адаптации ребёнку необходимо рано вставать, соблюдать режимные моменты. Выстраивать определенные взаимоотношения как со взрослыми, так и с детьми, подчинять свои желания традициям группы.
Адаптация к детскому саду нужна не только тем малышам, которые пошли в него в первый раз, но и тем, кто долго его посещал. Дети долго приучаются к дисциплине, но и быстро от нее отвыкают. А поэтому взрослым- воспитателям и родителям- необходимо уметь направить ребенка в правильное русло и помочь ему без стресса влиться в коллектив и режим детского сада. Чтобы процесс адаптации ребенка к садику после лета прошел успешнее, родители должны следовать некоторым принципам и правилам:
- Начните приучать ребенка ложиться и вставать раньше. Приучайте постепенно, подводя его к тому времени, которого будете придерживаться, когда ребенок пойдёт в детский сад.
- Старайтесь наладить малышам дневной отдых. Если летом ему позволялось не ложиться днем, но теперь настаивайте, чтобы ребенок немного отдыхал. Не обязательно спал, но хотя бы полежал- послушал музыку, аудио сказку или почитайте ему книжку.
- Постепенно ограничивайте ребенка в вольностях – бессистемных просмотрах телевизора и прогулках. Распишите распорядок дня так, чтобы ребенок знал, когда он будет гулять, сколько времени смотреть мультики, во сколько кушать.
- Гулять ребенку на улице нужно не меньше 4-5 часов, но не допоздна, чтобы не уставать перед сном. Полноценный сон — это психологическое и физиологическое здоровье. Поэтому родителям необходимо следить внимательно за сном своего ребенка.
- Постарайтесь кормить своего ребенка только полезными продуктами. Ребенок должен пойти в детский садик со здоровым желудком – все вольности с газировками, чипсами, должны остаться в прошлом.
- Если ребёнок испытывает трудности в общении или не знает, как ему поступить в той или иной ситуации – помогите ему советом. Попробуйте с ним проиграть проблему и посмотрите. Как он будет с ней справляться. При необходимости направьте его.
- Постоянно хвалите ребёнка и поощряйте его инициативу в занятиях рисованием, лепкой, конструированием.
- В первые дни посещения детского сада интересуйтесь у ребёнка. Как он провёл день, чем занимался, что кушал и как складывались его отношения со сверстниками и со взрослыми. Расскажите ребёнку, как вы провели день, чем занимались. Доверительные отношения с ребёнком помогут лучше понять чувства ребёнка и степень его готовности посещать детский сад.
- Если ребёнок тяжело переживает возвращение в детский сад, то родителям есть смысл водить его сначала только на половину дня.
Постепенное привыкание не так ранит психику малыша, и адаптация пройдёт легче.
Расскажите своему ребёнку о жизни животных, наблюдайте за насекомыми, птицами, за растительным миром, за летними природными явлениями (радуга, дождь, дождевая туча, гроза). Соберите вместе с детьми разные растения и цветы, засушите их и можно сделать гербарий, а можно зимой делать красивейшую аппликацию. Возьмите с собой на прогулку альбом с цветными карандашами и рисуйте цветы, и даже целые пейзажи. Если у вас появилось больше свободного времени, посвятите его чтению ребёнком.
Почитайте ему стихи и рассказы о лете: Е. Трутнева «Лето», Я. Аким «Родник», В. Берестов «Весёлое лето», Т. Бокова «Лето», И. Суриков «На лугу», А. Дитрих «Почему цветы красивые и душистые», К. Ушинский «Капустная белянка», Н. Сладков «Крапивница и лимонница», Н. Романова «Где дом?», В. Песков «Лечебница под сосной», В. Хмельницкий «Кому охота», И. Соколов-Микитов «Берёза» и конечно не забывайте про сказки, например сказка Х.К. Андерсон «Дюймовочка», В. Ливанов «Дед Мороз и лето».
Загадайте загадки:
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» — приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я — … (Лето)
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт? (солнце)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем — не найдём. (роса)
Летит огненная стрела.
Никто ее не поймает:
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица. (молния)
Он зелёный, попрыгучий,
Совершенно неколючий,
На лугу весь день стрекочет,
Удивить нас песней хочет. (кузнечик)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
А он вспорхнул и улетел (бабочка)
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (малина)
Старайтесь как можно больше проводить время со своим ребёнком, гуляйте, играйте, наблюдайте, закаляйтесь, ешьте витамины, и лето будем для вас незабываемым!