Бондаренко Валентина Петровна
педагог-психолог
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Капелька» с. Красное, Белгородская область
Программное содержание:
Цель: Познакомить родителей с художественными и терапевтическими возможностями техники «Sand-art» (рисования песком на световых столах).
Задачи:
- Познакомить родителей с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – рисование песком;
- Обучить приёмам рисования песком;
- Создать условия для укрепления сотрудничества между детским садом и семьёй.
- Дать заряд положительных эмоций
Ожидаемые результаты:
- Расширение знаний родителей о рисовании песком, как одном из нетрадиционных способов рисования.
- Формировать умение родителей взаимодействовать с песком (умение использовать основные техники «Sand-art»: рисование пальцем на песке; овладение струйным способом рисования; рисование двумя руками одновременно; рисование кулаком и др.)
- Формирование активной позиции родителей по отношению сотрудничества с педагогами ДОО
- Получение родителями положительных эмоций от мастер-класса.
Оборудование:
- Световые ящик с песком.
- Стаканчики – 4 шт.
Ход мастер-класса:
Здравствуйте, уважаемые родители!
Сегодня мы с вами познакомимся с одним из нетрадиционных способов рисования – рисования песком.
Рисование песком — удивительно интересное и очень «полезное» занятие для детей и взрослых. Песочные рисунки несут в себе возможность трансформаций. Они помогают нам осознать наши эмоциональные состояния и самые глубокие переживания, дают прекрасную возможность принять, раскрыть и проявить в творчестве множество граней своего «Я».
Сегодня мне очень хочется дать возможность Вам окунуться в мир детства и волшебства, проявить своё творчество и фантазию.
Я песок в кулачки возьму, и посыплю его на стекло. А потом нарисую весну, где деревья цветы и тепло…
Создавая песочные рисунки, акцент делается непосредственно на самом процессе творения. Техника рисования песком — обладает художественным и терапевтическим достоинствами. Песок способен «заземлять» негативные эмоции, он несёт в себе возможность трансформации. Этот «разговор» рук с песком даёт огромнейший психо-корректирующий ресурсный эффект:
- дыхание ребёнка становится спокойным
- движения рук и всего тела плавные
- внутреннее состояние гармоничное
Рисуя песком, ребёнок испытывает удовольствие, получает новые впечатления, и это побуждает его к новым открытиям и изобретениям. Таким образом, ребёнок развивает себя сам, планируя, рисуя, воплощая свои фантазии в следах на песке. Образы, возникающие в сознании, находят своё выражение в реальных видимых формах. И ведь при этом они не боятся ошибиться или сделать что-то неправильно, так как любую деталь рисунка можно исправить, не оставив даже следа от былой ошибки!
Сейчас мне бы хотелось и вас познакомить с этим чудесным искусством.
Просто сыграем, как делают дети
Что «вне игры», то для них – мишура
Это сладчайшее дело на свете –
Общая наша игра! (Грабенко Т.М. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.)
Пальчиковая гимнастика:
Что делать после дождика (2 р) (Соединяем все пальчики, с большим попеременно)
По лужицам скакать (2р) (Всеми пальчиками бьём по коленям)
Что делать после дождика (2 р) (Соединяем все пальчики, с большим попеременно)
Кораблики пускать (2 р) (Соединить ладошки и двигать влево, вправо)
Что делать после дождика (2 р) (Соединяем все пальчики, с большим попеременно)
На радуге качаться (2 р) (Проводим по воздуху руками, растопырив пальцы)
Что делать после дождика (2 р) (Соединяем все пальчики, с большим попеременно)
Да просто улыбаться (2 р) (Разводя руками, улыбнуться)
Звучит аудиозапись «Музыка песка».
Сначала давайте познакомимся с материалом, с помощью которого мы сегодня будем рисовать. Перед вами расположен стакан с песком, давайте высыплем его на наши столы, пропуская сквозь пальцы левой руки. Теперь опустите обе руки на песок. Можно помять его. Пересыпать из одной руки в другую. Можно сказать, что мы «знакомимся с песком». Какой он? (Ответы родителей: прохладный, мягкий, сыпучий и др.)
Первый этап рисования песком мы начинаем с создания фона. Фон можно создать двумя способами:
- насыпать: собрать песок в кулак или положить его на ладонь как на лопатку и равномерно рассыпать по стеклу
- наброс: небольшими порциями (ритмичными движениями) равномерно распределить песок по стеклу
Для удобства и легкости рисования на световом столе слой песка не должен быть толстым.
Нарисуем теперь круг, просто проведём по песку пальцем по кругу. Это приём — рисование пальцем.
Теперь превратим наш круг в весёлое личико. Нарисуем глаза, нос, рот, уши. А в глазах нарисуем зрачки, используя приём — щепотка (песок между пальцами, насыпание песочной струйкой небольшие элементы изображения). Пусть наш человечек будет девочкой — нарисуем волосы (Приём – одновременное использование нескольких пальцев) и бантики (Приём – симметричное рисование двумя руками). Можете чем-то дополнить свои рисунки. Вот и получилась ваша первая картина!
В верхней части планшета изображаем солнце (песчинки попадают в одну точку) и облака (песочная струя рассыпается замкнутой линией). В морской глубине нарисуем камушки (Приём – рисование кулаком).
В верхней части планшета над волнами насыпаем немного песка и нарисуем на этом кусочке фона кораблик. Затем, используя приём, вырезание картин из фона, убираем лишний фон вокруг центрального образа, как бы отсекая его.
Посмотрите, какие замечательные морские пейзажи у нас получились! Мы исполнили мечту девочки, но ведь и у каждого из нас есть своя мечты. Теперь попробуйте изобразить песком свою мечту на световом столе, используя приёмы, с которыми мы только что познакомились.
Участники мастер-класса (родители) рисуют новые картины (все работы фотографируются).
А сейчас я попрошу Вас дать небольшую обратную связь о той информации (теоретической и практической), которая была мной сегодня представлена. У каждого из Вас есть лист обратной связи. Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты! Спасибо большое за внимание! До новых встреч!
Список литературы:
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013.
- Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках. Наглядно – методическое пособие. Серия: Приглашение к творчеству. Издательство «Детство – Пресс» – 2006.
- Зейц М. Пишем и рисуем пальчиками. Издательство ИНТ – 2010.