Материал размещен в Печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – ИЮНЬ-2021»
Легенченко Ольга Николаевна
Патевская Ольга Александровна
Здоровец Анастасия Алексеевна
воспитатели
МБДОУ №19 «Антошка»
г. Белгород
КАК УЛУЧШИТЬ КАЧЕСТВО ЭКРАННОГО ВРЕМЕНИ
ВАШЕГО РЕБЕНКА
В этом году пандемия COVID-19 принесла новые проблемы для родителей и детей, которые привели к тому, что дети стали проводить больше времени перед экранами телефонов или компьютеров. Именно поэтому мы хотели осветить эту тему, поделится некоторыми выводами экспертов относительно времени, которое ребенок проводит с использованием цифровых технологий.
В дополнение к тому, что цифровая среда стала «новой нормой» для детей почти всех возрастов, нынешняя пандемия коронавируса также «разогрела» одну из самых интригующих дебатов 21 века – дебаты о времени, проведенном перед экранами. В центре этой дискуссии (в которой участвует не только научное сообщество, но и широкая общественность, прежде всего родители) стоит вопрос: как время, проведенное перед экранами (цифровыми устройствами), влияет на развитие детей?
Согласно результатам международного исследования EU Kids online, проведенного до короны, две трети детей младшего школьного возраста и почти все старшеклассники из выборки ежедневно проводят время перед экранами цифровых устройств, как правило, используя мобильные телефоны. Общемировая тенденция заключается в том, что дети «входят» в цифровой мир в более раннем возрасте (как правило, с помощью цифровых устройств взрослых, характеристики которых не приспособлены к потребностям детей) и проводят с ними больше времени. Дистрибьюторы цифровых игр (например, Steam) сообщают о значительном росте числа ежедневных пользователей: с 19 миллионов в начале марта до 23,5 миллионов в начале апреля 2020 года.
Согласно рекомендациям специалистов, дети не должны проводить время перед экранами цифровых устройств в самом раннем возрасте. В ранние годы детям необходимо предоставить время для активной игры, практически познавательной деятельности в реальной среде, общения лицом к лицу с близкими людьми. В силу специфики развития детей они наиболее успешно учатся через непосредственное взаимодействие со взрослыми, а не через цифровые носители информации. Не секрет, что современные дети погружены в цифровые технологии с самого раннего возраста, и они используют их в разных местах и для разных целей (например, для учебы, игры, развлечения, общения).
Эксперты не согласны с мнением о том, что время, проведенное перед экранами, вредит развитию детей и что цифровые устройства необходимо запретить. Собственно, есть два направления: одно (Э. Пшибыльский, Оксфордский университет), который утверждает, что в настоящее время нет однозначных научных доказательств в поддержку ограничения времени, проводимого перед экранами, что запрет использования не защитит детей от вредных контактов, цифрового насилия и других рисков, но вместо этого помешает им приобрести важные навыки цифровой грамотности и стать устойчивыми к рискам в цифровой среде. С другой стороны, некоторые авторы считают, что время, проведенное перед экранами, имеет причинно-следственную связь с ухудшением психологического благополучия детей, ухудшением психического здоровья и проблемами вне цифровой среды.
Однако сегодня все громче и громче звучит понимание того, что качество экранного времени ребенка имеет решающее значение, а не количество времени. Время, проведенное перед экранами, само по себе ни хорошо, ни плохо. Самое главное, что дети делают на цифровых устройствах, к какому контенту у них есть доступ (подходящие для их возраста и потребностей в развитии).
Что вы можете сделать, если вы являетесь родителем ребенка дошкольного или младшего школьного возраста, чтобы улучшить качество времени, которое ребенок проводит перед экраном?
- Активно участвуйте в деятельности детей на цифровых устройствах, играйте, учитесь и разговаривайте с детьми до, во время и после использования экранов, поддерживайте их в становлении создания цифрового контента, а не просто быть его потребителями.
- Слушайте потребности и интересы вашего ребенка, выбирайте качественный контент, учитывайте, соответствует ли контент их возрасту, всегда проверяйте ярлык PEGI на видеоиграх, в которые играет ваш ребенок.
- Познакомьтесь с цифровым контентом, прежде чем показывать его детям, потому что контент, предназначенный исключительно для детей, часто содержит что-то, что не соответствует их возрасту (например, в Диснеевских Приключениях Олафа один клик по блестящему торту, который не помечен как магазин, приведет ребенка в магазин)
- Используйте платформы (например, YouTube Kids) и веб-браузеры, предназначенные исключительно для детей.
- Используйте технические меры защиты, так называемый родительский контроль, особенно когда речь идет о маленьких детях, чтобы сделать цифровую среду более безопасной для ребенка.
- В сотрудничестве с детьми создайте правила и план использования цифровых устройств, старайтесь придерживаться их последовательно, но не любой ценой. Эксперты и создатели вышеупомянутых руководящих принципов считают, что необходимо учитывать контекст, например пандемию, и настаивать не на строгом соблюдении правил, а на общем благополучии ребенка.
- Обратите внимание на признаки слишком большого использования экранов: ребенок все больше времени проводит перед экраном, усталость, головные боли, проблемы со сном, проблемы со зрением, является изолированным и замкнутым, тратит меньше времени на общение с людьми живыми (с друзьями и членами семьи), хуже успеваемость в школе, изменением поведения (беспокойство и раздражительность).
- Узнайте о потенциальных рисках в цифровой среде, но сосредоточьтесь на положительных аспектах и возможностях, которые технология предлагает детям.
- Совершенствуйте свою собственную цифровую грамотность, управляйте своим временем перед экраном, потому что ваше собственное поведение больше всего влияет на поведение детей.
- Ознакомьтесь с рекомендациями экспертов по рекомендуемому времени перед экранами, но помните, что на первом месте стоит благополучие ребенка.