ДЫМКОВСКАЯ БАРЫНЯ

0
3006

    Материал размещен в Печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – ИЮНЬ-2021»

Курцева Светлана Николаевна

Щербакова Лиана Фёдоровна

Андриенко Наталья Викторовна

воспитатели

МБДОУ – детский сад комбинированного вида «Теремок»

п. Борисовка

материалы в печатный сборник 

ДЫМКОВСКАЯ БАРЫНЯ

конспект НОД в подготовительной группе

Цель: закрепить умение детей лепить по мотивам народные игрушки. Продолжать знакомить детей с творчеством дымковских мастеров. Учить лепить фигуру барышни. Воспитывать интерес к народной игрушке.

Задачи: воспитывать трудолюбие, любовь к Родине, чувство взаимопомощи. Развивать мелкую моторику рук, развивать глазомер, чувство цвета, пропорции, формы.

Предварительная работа: Беседа о народных промыслах, рассматривание дымковских игрушек. Декоративное рисование «Барыня». Развивать мелкую моторику рук, развивать глазомер, чувство цвета. Формы, пропорции.

Материалы и оборудование: дымковские игрушки, фотографии, фонограмма музыки «Ярмарка», пластилин, стеки, клеенка, салфетки влажные, ноутбук и проектор.

Ход занятия

Звучит музыка дети входят в группу.

Воспитатель: Добрый день ребята, посмотрите какой сегодня солнечный день. Как весело улыбается солнышко, а давайте и мы с вами улыбнемся друг другу. Мне очень приятно сегодня вас всех видеть на нашем занятии. Но это будет не простое занятие, послушайте загадку.

Веселая белая глина.

Кружочки. полоски на ней,

Козлы и лошадки смешные,

Кормилицы и водоноски.

И всадники, и ребятня.

Собаки. Гусары и рыбки

Ну отгадайте кто я?

Дети: Дымковская игрушка.

Воспитатель: Да. Это загадка про дымковские игрушки. А какие игрушки вы знаете (ответы детей).

Воспитатель: Давайте с вами рассмотрим дымковскую барыню.

– А как одета барыня? Что у нее в руках? (ответы детей) – У нее в руках коромысло — это водоноска. На ней красное платье в горошек.

Посмотри, как хороша

Эта девица – душа;

Щеки алые горят,

Удивительный наряд.

Сидит кокошник горделиво.

Барышня так красива!

Как лебедушка плывет,

Песню тихую поёт.

Воспитатель: А теперь давайте с вами отправимся в город мастеров и посмотрим историю дымковской игрушки (показ видео).

Ребята а что есть общего между барынями, которых вы увидели? (ответы детей), у них на голове шляпки или кокошники, у всех длинные юбки похожие на колокол. Руки прижаты к туловищу.

Воспитатель: Самыми известными дымковскими игрушками были фигуры «Барыня водоноска», «Нарядная барыня». У них были яркие расписные юбки, украшенные красивые фартуки на шее были бусы и яркие кокошники.

– Ребята а вы знаете, что эти все игрушки лепили для детей, чтобы их развеселить. И порадовать на ярмарках.

– А сейчас мы с вами поиграем в игру, в которую любили играть ваши дедушки и бабушки. А называется игра «Горшок»

Как по улице по нашей

Прокатился горшок с кашей!

Давай горшки бить

Да народ веселить!

Дети образуют круг, в центре стоит водящий. Он крутит веревку с привязанным на конце не тяжелым предметом – «горшком» и проговаривает слова игры. Под музыку дети перепрыгивают через верёвку. Кто ее заденет. Тот и выбывает из игры. Игра проводится 2-3 раза.

– Ну что отдохнули?

А вы хотели бы научится лепить такие же игрушки? (ответы детей).

-Тогда я приглашаю вас в нашу мастерскую. Дети присаживаются за столы. Но прежде, чем начать лепить давайте вспомним с вами и скажем какие элементы узоров бывают в дымковской росписи. (ответы детей: точка, круг, волнистая линия, кольцо и т.д.).

– А сейчас я вам покажу, как лепить дымковскую барыню. Что бы вы запомнили я вам покажу последовательность. Вместе с детьми рассказать, что есть у барыни (голова, шея, туловище и юбка). А перед тем, как начать работать нам нужно размять пальчики. (пальчиковая гимнастика):

Пять воробьев на заборе сидели,

Один улетел, а другие запели,

И пели, пока не сморила усталость.

Сидели в троём и немного скучали,

Один улетел, а двое остались.

Сидели вдвоём и снова скучали,

Один улетел и остался один.

Один посидел, да и сам улетел. (показать пять пальцев, а затем загибать по одному).

– А теперь ваша самостоятельная работа как мастеров.

– Вовремя работы воспитатель задает вопросы детям: с чего начинаем лепить? Какими предметами будете пользоваться? Как лепить юбку колокол? (дети отвечают в ходе работы). Оказание помощи детям.

Итог занятия: А сейчас мы с вами поиграем в игру, чтобы закрепить знания, которые мы с вами получили на занятии.

Вот волшебный сундучок,

На дверях его замок,

В нем живут загадки,

Ну вы знаете отгадки.

Ключ волшебный вставим в щель,

И откроем в сказку дверь.

(в сундучке лежат написанные вопросы)

  1. С какой игрушкой мы сегодня познакомились?
  2. Где впервые появилась дымковская игрушка?
  3. Из какого материала изготавливают игрушку?
  4. Какие главные элементы геометрического узора, которыми расписаны игрушки?
  5. Чему научились сегодня на занятии?

– Молодцы, я думаю роль народных мастеров умельцев вам удались! Мне понравилось с вами работать. Спасибо занятие окончено.

Список литературы:

  1. Берсенева, Л. Мастерами славится земля: (дымковская игрушка) Берсенева Л. Дошкольное воспитание. 2002. №2. C. 58-63.
  2. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2015. 168 с.
  3. Т.С. Комарова, Изобразительная деятельность в детском саду, 2014
  4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа.-М.: Карапуз, 2007-140с
  5. https://youtu.be/bVLSstpBPnY

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь