Материал размещен в Печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – ИЮНЬ-2021»
Курцева Светлана Николаевна
Щербакова Лиана Фёдоровна
Андриенко Наталья Викторовна
воспитатели
МБДОУ – детский сад комбинированного вида «Теремок»
п. Борисовка
ДЫМКОВСКАЯ БАРЫНЯ
конспект НОД в подготовительной группе
Цель: закрепить умение детей лепить по мотивам народные игрушки. Продолжать знакомить детей с творчеством дымковских мастеров. Учить лепить фигуру барышни. Воспитывать интерес к народной игрушке.
Задачи: воспитывать трудолюбие, любовь к Родине, чувство взаимопомощи. Развивать мелкую моторику рук, развивать глазомер, чувство цвета, пропорции, формы.
Предварительная работа: Беседа о народных промыслах, рассматривание дымковских игрушек. Декоративное рисование «Барыня». Развивать мелкую моторику рук, развивать глазомер, чувство цвета. Формы, пропорции.
Материалы и оборудование: дымковские игрушки, фотографии, фонограмма музыки «Ярмарка», пластилин, стеки, клеенка, салфетки влажные, ноутбук и проектор.
Ход занятия
Звучит музыка дети входят в группу.
Воспитатель: Добрый день ребята, посмотрите какой сегодня солнечный день. Как весело улыбается солнышко, а давайте и мы с вами улыбнемся друг другу. Мне очень приятно сегодня вас всех видеть на нашем занятии. Но это будет не простое занятие, послушайте загадку.
Веселая белая глина.
Кружочки. полоски на ней,
Козлы и лошадки смешные,
Кормилицы и водоноски.
И всадники, и ребятня.
Собаки. Гусары и рыбки
Ну отгадайте кто я?
Дети: Дымковская игрушка.
Воспитатель: Да. Это загадка про дымковские игрушки. А какие игрушки вы знаете (ответы детей).
Воспитатель: Давайте с вами рассмотрим дымковскую барыню.
– А как одета барыня? Что у нее в руках? (ответы детей) – У нее в руках коромысло — это водоноска. На ней красное платье в горошек.
Посмотри, как хороша
Эта девица – душа;
Щеки алые горят,
Удивительный наряд.
Сидит кокошник горделиво.
Барышня так красива!
Как лебедушка плывет,
Песню тихую поёт.
Воспитатель: А теперь давайте с вами отправимся в город мастеров и посмотрим историю дымковской игрушки (показ видео).
Ребята а что есть общего между барынями, которых вы увидели? (ответы детей), у них на голове шляпки или кокошники, у всех длинные юбки похожие на колокол. Руки прижаты к туловищу.
Воспитатель: Самыми известными дымковскими игрушками были фигуры «Барыня водоноска», «Нарядная барыня». У них были яркие расписные юбки, украшенные красивые фартуки на шее были бусы и яркие кокошники.
– Ребята а вы знаете, что эти все игрушки лепили для детей, чтобы их развеселить. И порадовать на ярмарках.
– А сейчас мы с вами поиграем в игру, в которую любили играть ваши дедушки и бабушки. А называется игра «Горшок»
Как по улице по нашей
Прокатился горшок с кашей!
Давай горшки бить
Да народ веселить!
Дети образуют круг, в центре стоит водящий. Он крутит веревку с привязанным на конце не тяжелым предметом – «горшком» и проговаривает слова игры. Под музыку дети перепрыгивают через верёвку. Кто ее заденет. Тот и выбывает из игры. Игра проводится 2-3 раза.
– Ну что отдохнули?
А вы хотели бы научится лепить такие же игрушки? (ответы детей).
-Тогда я приглашаю вас в нашу мастерскую. Дети присаживаются за столы. Но прежде, чем начать лепить давайте вспомним с вами и скажем какие элементы узоров бывают в дымковской росписи. (ответы детей: точка, круг, волнистая линия, кольцо и т.д.).
– А сейчас я вам покажу, как лепить дымковскую барыню. Что бы вы запомнили я вам покажу последовательность. Вместе с детьми рассказать, что есть у барыни (голова, шея, туловище и юбка). А перед тем, как начать работать нам нужно размять пальчики. (пальчиковая гимнастика):
Пять воробьев на заборе сидели,
Один улетел, а другие запели,
И пели, пока не сморила усталость.
Сидели в троём и немного скучали,
Один улетел, а двое остались.
Сидели вдвоём и снова скучали,
Один улетел и остался один.
Один посидел, да и сам улетел. (показать пять пальцев, а затем загибать по одному).
– А теперь ваша самостоятельная работа как мастеров.
– Вовремя работы воспитатель задает вопросы детям: с чего начинаем лепить? Какими предметами будете пользоваться? Как лепить юбку колокол? (дети отвечают в ходе работы). Оказание помощи детям.
Итог занятия: А сейчас мы с вами поиграем в игру, чтобы закрепить знания, которые мы с вами получили на занятии.
Вот волшебный сундучок,
На дверях его замок,
В нем живут загадки,
Ну вы знаете отгадки.
Ключ волшебный вставим в щель,
И откроем в сказку дверь.
(в сундучке лежат написанные вопросы)
- С какой игрушкой мы сегодня познакомились?
- Где впервые появилась дымковская игрушка?
- Из какого материала изготавливают игрушку?
- Какие главные элементы геометрического узора, которыми расписаны игрушки?
- Чему научились сегодня на занятии?
– Молодцы, я думаю роль народных мастеров умельцев вам удались! Мне понравилось с вами работать. Спасибо занятие окончено.
Список литературы:
- Берсенева, Л. Мастерами славится земля: (дымковская игрушка) Берсенева Л. Дошкольное воспитание. 2002. №2. C. 58-63.
- Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2015. 168 с.
- Т.С. Комарова, Изобразительная деятельность в детском саду, 2014
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа.-М.: Карапуз, 2007-140с
- https://youtu.be/bVLSstpBPnY