Удивительный маленький мир

0
1232
  • Тема проекта: Удивительный маленький мир
  • Вид проекта: познавательно-творческий
  • Продолжительность: краткосрочный (1 месяц)
  • Участники проекта: дети младшей, средней групп, воспитатель, родители воспитанников

Актуальность:

Наступила весна, стал таять снег. Появилась из-под снега первая травка. Дети во время прогулок с интересом стали наблюдать за первыми насекомыми. Стали задавать вопросы: «Где живёт паук?», «Почему паук плетёт паутину?», «Почему пчёлы летают с цветка на цветок?» и др. Так возник проект «Удивительный маленький мир».

Ознакомление с природой является одной из задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы полученные знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовный мир ребёнка, способствует формированию положительных моральных качеств.

Цель:

•Ознакомление детей с разнообразием мира беспозвоночных (насекомые, пауки, улитки, черви).

Задачи:

  • •Формировать у детей элементарные представления о многообразии беспозвоночных, их строении, образе жизни и значении в природе.
  • •Формировать у детей представление о взаимосвязи живого организма со средой обитания.
  • •Формировать у детей навыки исследовательской деятельности.
  • •Активизировать и обогатить словарь детей по теме (жуки, муравьи, нектар, соты и т.д.).
  • •Развивать у детей познавательный интерес, творческие способности, речь, мышление, мелкую моторику.
  • •Заложить у детей основы экологического воспитания.
  • •Воспитывать у детей бережное, доброжелательное отношение к маленьким существам.

Предполагаемый результат:

  • •Дети имеют элементарные представления об особенностях внешнего вида, способах передвижения, образе жизни меленьких представителей местной фауны.
  • •Дети находят сходства и различия между насекомыми.
  • •Дети отличают насекомых от других беспозвоночных.
  • •Дети имеют представление о значении беспозвоночных в природе.
  • •Дети проявляют ярко выраженный интерес к объектам природы (муравьям, пчёлам, паукам и т.д.).
  • •Дети составляют описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.
  • •Дети бережно относятся к природе.
Рекламное сообщение     

Продукт проектной деятельности:

  • •Видео- и фотоотчёт «Милые букашечки».
  • •Выставка детских работ «Милые букашечки».
  • •Альбом «Удивительный маленький мир».

План реализации проекта

I этап – подготовительный

  • Перспективное планирование проекта.
  • Разработка конспектов занятий, бесед.
  • Подбор игр по теме.
  • Подготовка атрибутов для игр, занятий с детьми.
  • Подбор художественной литературы (рассказы, сказки, стихи, песенки, потешки, загадки, пословицы и поговорки).
  • Подбор музыкальных произведений по теме.
  • Подготовка презентаций для детей.
  • Подготовка ТСО.
  • Беседа с родителями и педагогами «Участие в проекте «Удивительный маленький мир».
  • Подготовка консультаций, папок-передвижек для родителей и педагогов.

II этап – познавательно-творческий

Работа с детьми:

  • -НОД «Насекомые над лугом».
  • -Лепка «Гусеница», «Стрекоза – большие глаза».
  • -Аппликация «Божья коровка», «Пчёлка».
  • -Рисование «Клумба для бабочек», «Гусеница» (рисование штампом).
  • -Конструирование из бумаги «Весёлая гусеница».
  • -Ручной труд «После дождичка в четверг» (изготовление дождевого червячка из желудей), «Пчёлка Майя», «Хоровод бабочек».
  • -Коллективные работы «Бабочки на лугу», макет «Муравейник».
  • -Индивидуальные работы (аппликация с использованием природного и бросового материала): «Муха-Цокотуха», «Кто спрятался в траве?», «Стрекоза и муравей», «Бабочка-красавица», «Бабочки-подружки».
  • -Наблюдение на прогулке.
  • -Беседы: «Что мы знаем о насекомых?», «Полезные и вредные насекомые», «Из жизни муравьёв», «Пчёлка в гости прилетела», «Наша любимая божья коровка», «Бабочки», «Дождь прошёл, а гость остался», «На ромашку у ворот опустился вертолёт», «Вяжет сети паучок».
  • -Настольно-печатная игра «Муравьи».
  • -Игра для развития дыхания «Лети, бабочка».
  • -Игры для развития речи «Божья коровка», «Пчёлы, отзовитесь!» (игра-диалог).
  • -Комплекс артикуляционных игр «Лето пришло», «Муха-Цокотуха».
  • -Логоритмическое упражнение «Насекомые над лугом».
  • -Игра-ситуация «На лужке», «Лети, мотылёк».
  • -Дидактические игры «Бабочка» (с крышками), «Гусеница» (с прищепками).
  • -Сюжетно-ролевая игра «Доктор Айболит».
  • -Игры «Соедини точки и узнай в кого превратится гусеница», «Соедини точки и увидишь, что получится».
  • -Пальчиковые игры «Червячки», «Летит комар», «Паучок», «Бабочка», «Улей», «Комарики», «Комары», «Пчёлы», «Кузнечик».
  • -Физкультминутки «На лужке», «Трудолюбивая пчёлка», «Жук».
  • -Подвижные игры «Мотылёк и цветы» (малой подвижности), «Комарики и лягушка», «Пчёлки», «Мотыльки».
  • -Чтение: сказка «Мотылёк и колокольчик», М.Модзолевский «Мотылёк», Веса Паспалеева «Пчёлка», Н.Д.Калинина «Про жука», Йован Йованович-Змай «Мальчик и мотылёк», казахская сказка «Медведь и комар», К.И.Чуковский «Доктор Айболит», «Муха-Цокотуха», потешка «Ванька, Ванька-комарок», Саша Чёрный «Что поёт сверчок за печкой?».
  • -Заучивание: русские народные песенки, потешки «Божья коровка», «Тук-тук, улитка», «Улитка, улитка», «Пчёлы», песенка народов Югославии «Пчёлка».
  • -Знакомство с пословицами о насекомых.
  • -Разгадывание загадок о насекомых.
  • -Просмотр мультфильмов: «Лунтик», «Муравьишка-хвастунишка», «Букашки», «Коровка», «Божья коровка», «Пчёлка Майя».
  • -Прослушивание музыкальных произведений по теме.
  • -Просмотр видеоматериалов по теме.
  • -Просмотр презентаций «Из жизни муравьёв», «Кое-что о пчёлах», «Бабочки», «Удивительный мир».
  • -Рассматривание ракушек.
  • -Рассматривание плакатов, иллюстраций, наглядных пособий, энциклопедий.
  • Работа с родителями:
  • -Папка-передвижка «Природный материал».
  • -Консультации: «Если ребёнка ужалила пчела…», «Ознакомление с природой детей второй младшей группы», «Укусы насекомых», «Загадки о насекомых».

Работа с педагогами:

-Консультации: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в летний период», «Всестороннее развитие детей в процессе работы с природным материалом».

III этап – заключительный

1.Видео- и фотоотчёт «Милые букашечки».

2.Выставка детских работ «Милые букашечки».

3.Презентация альбома «Удивительный маленький мир».

Вывод:

Ознакомление с природой является одной из задач в работе с детьми. В ходе реализации проекта дети научились видеть связь маленьких представителей местной фауны с окружающей средой, их влияние на эту среду. Устанавливают зависимость жизни беспозвоночных от изменений в природе, а также их приспособленность. У детей развиты навыки наблюдения и исследования в процессе поисково-познавательной деятельности. В период работы над проектом дети пополнили словарный запас. В ходе творческой деятельности развивали воображение, мышление, мелкую моторику, тактильные ощущения. А самое главное, на мой взгляд, дети стали понимать, что все маленькие живые существа – это часть природы, без которой не может существовать наша планета.

Используемая литература:

  1. -Новиковская О.А. – Весёлая зарядка для язычка. Игры и упражнения для развития речи и дикции. – М.: АСТ: Полиграфиздат; СПб.: Сова, 2010.
  2. -Гульянц Э.К., Базик И.Я. – Что можно сделать из природного материала: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1984.
  3. -Теплык С.Н. – Игры-занятия на прогулке с малышами: Для занятий с детьми 2-4 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  4. -Комарова Т.С. – Изобразительная деятельность в детском саду: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  5. -Янушко Е.А. – Развитие речи у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  6. -Губанова Н.Ф. – Развитие игровой деятельности. Вторая младшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  7. -Елисеева Л.Н. – Хрестоматия для маленьких.
  8. -Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  9. -Новикова И.В. – Аппликация из природных материалов в детском саду. В помощь воспитателям и родителям – (Детский сад: день за днём). – Ярославль: Академия развития, 2010.
  10. -Шанина С.А., Гаврилова А.С. – Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребёнка. (Готовимся к школе). – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI век, 2010.
  11. -Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Груба Г.В. – Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005.
  12. -Кузнецова А.Е. – 195 развивающих игр для малышей от 1 до 3 лет. (Азбука развития). – М.: ДОМ. XXI век, РИПОЛ классик, 2011.
  13. -Лещинская В.В., Иевлев А.И. – Развивающие игры с детьми до 3-х лет. Серия: «Домашняя библиотека». ООО «Аделант», 2010.
  14. -Клиентов А.Е. – Животный мир нашей планеты/ {О.Жидков, М.Саморезов, Н.Устинов и др.}. – М.: Белый город.
  15. -Жизнь на Земле. Большая энциклопедия знаний/ Пер. в англ. В.В.Свечникова и О.И.Чибисовой. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008.
  16. -Интернет-ресурсы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь