Гладченко Елена Ивановна
Цуканова Ирина Александровна,
Садовская Анастасия Руслановна,
воспитатели
МБДОУ ДС №10 «Светлячок»
Старооскольского городского округа
Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции «Построение партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ: методы, приемы, технологии эффективного взаимодействия»
НАЗВАНИЕ – Традиционные и инновационные формы взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ
секция – 17.«Организация образовательного взаимодействия с семьями воспитанников»
Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. С этой целью мы используем активные формы и методы работы с родителями.
1.Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.
а) Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как групповые родительские собрания.
Однако проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. Анализ традиционных форм работы с семьей показывает, что ведущая роль в организации работы с семьей отводится воспитателям группы, в то время как основная задача взаимодействия с родителями на современном этапе – это создание сотрудничества, где родитель и педагог – равноправные участники процесса формирования личности ребенка.
Таким образом, в нашей группе родительские собрания построены на основе диалога, открытости, искренности в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Собрания проходят интересно и продуктивно, в форме круглого стола, деловой игры, где обсуждаем проблемы, родители представляют свой опыт в воспитании ребенка, делятся им, советуют и дают рекомендации. Всегда итогом родительских собраний является продукт совместно детско-родительского творчества (продуктивная творческая деятельность, театрализованная деятельность родителей и воспитанников).
Родители нашей группы посещают: «день открытых дверей», участвуют в традициях группы: «Встречи с интересными людьми», «Гость группы», «А, что у вас?» и др., а также тренинги и деловые игры, семейные спортивные встречи, совместные прогулки и экскурсии. Принимают участие в творческих тематических выставках, фотовыставках.
б) Одним из путей развития конструктивного взаимодействия детского сада с семьями воспитанников является использование в своей работе методов активизации родительского потенциала- реализация театрализованных совместных проектов, где родители совместно с детьми исполняют роли в разных театрализованных сказках. Принимая участие в реализации театрализованных проектов родители проходят все этапы проекта: знакомятся с ролью, обсуждают и придумывают костюмы, репетируют добиваясь выразительности образа, презентуют свой результат. Активно взаимодействуют с педагогами, музыкальным руководителем ДОУ, родителями и воспитанниками группы.
Важно отметить, что театрализованные игры близки и понятны как детям, так и взрослым. Театрально-игровая деятельность в детском саду – это одна из интересных форм занятий с детьми, она занимательна, развивает интеллект, речь, ум, дает возможность детям выплеснуть свои эмоции и настроение. Театрализованные игры являются разновидностью творческих игр, в которых ребенок и взрослый проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Они могут удовлетворить разносторонние интересы детей и взрослых, являются эффективным средством для всестороннего развития и воспитания ребенка.
в) «Мастер – класс», на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно предлагаем тему нескольким родителям и даем возможность каждому провести маленький урок, поделиться опытом по привитию у детей, например, хороших манер. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку по соблюдению правил приличия. В конце собрания подводится итог, и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые размещаются на стенде «Копилка родительского опыта».
- Наглядно-информационные формы организации взаимодействия воспитателей и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить специалистов ДОУ, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Наглядно – информационное направление включает в себя:
родительские уголки, папки-передвижки «Звездочка недели», «По Совету всему свету», семейный и групповые альбомы «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон», «Книга памяти», портфолио воспитанников, портфолио детского проекта, библиотека, фотомонтажи «Из жизни группы», «В кругу семьи», фотовыставки «Мамочка, мамуля, как тебя люблю я!», «Папа, мама, я – дружная семья», «Дети – цветы жизни» семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья – здоровый образ жизни», эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел».
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала нам активизировать родителей мы используем, рубрики: «Чем мы сегодня занимались», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание». В них помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
На сайте ДОУ и на странице группы «Непоседы» родители имеют возможность читать информацию, и быть в курсе всех событий.
3.Досуговые формы при взаимодействии с родителями.
Досуговые направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
В нашей группе проходят:
- праздники «День Матери», «Мама, папа и Я- лучшая семья».
- развлечения «Новогодние чудеса», «Все профессии нужны, все профессии важны» (встречи с интересными людьми).
- спортивные досуги «Семья – здоровый образ жизни»
- совместные театрализованные проекты.
- выпуск семейных газет «Я с бабушкой своею», «Отдыхаем всей семьей», «Летние каникулы», «В мире животных».
- выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка»,
Формирование у детей любви к природе родного края, желание беречь ее и защищать, осуществляется в таких видах деятельности, как озеленение территории детского сада, участие в конкурсах на лучшую кормушку для птиц. Родители проявляют заинтересованность к таким мероприятиям и демонстрируют свои творческие способности. Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности. Мы стараемся формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью малой Родины.
Таким образом, пусть мы не имеем 100% привлеченных родителей, но то, что союзников стало гораздо больше, это факт. Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для нас это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. В нашей группе «Непоседы» сформировался дружный коллектив педагогов, воспитанников и родителей.
Мы не останавливаемся на достигнутом, а продолжаем искать новые пути и формы сотрудничества с родителями.