Колесникова Татьяна Алексеевна
Кудаева Виктория Ивановна
Бурцева Ирина Викторовна
воспитатели
ДО АНО «ПДС» Введенский»
Г. Старый Оскол, Белгородская область
МАТЕРИАЛ участвует в Региональной научно-практической конференции «Культура и традиции народов России в образовании детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, к своей Родине.
Любовь к Родине – самое дорогое, глубокое и сильное чувство. Нельзя полюбить свою Родину, не зная её историю, культуру и традиции. Именно в дошкольном возрасте закладываются нравственные основы будущего.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники. Сейчас к ним постоянно возвращается национальная память и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам и традициям, в которых народ, просеяв сквозь сито веков, оставил самое ценное.
Праздник – это неисчерпаемый источник традиций и обрядов. Он включает в себя обычай, обряд и традицию.
Традиция – исторически сложившаяся и передаваемая и передаваемые из поколения в поколение ценности. Для традиции характерно бережное отношение к ранее сложившемуся укладу жизни, как культурному наследию прошлого.
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.
Народные праздники знакомят детей с народными традициями и историей русского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма; народные праздники связаны с воспитанием уважения к нравственным ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии, справедливости и др.; грамотное проведение народных праздников формирует праздничную культуру детей дошкольного возраста.
В течение года в нашем детском саду проводится множество праздников. А православные праздники – это особые праздники. Наш опыт показал, что православные праздники в детском саду положительно влияют на детей, обогащают ребёнка духовными представлениями и образами, помогают в восстановлении связи времён и поколений, в восприятии и освоении традиций культуры русского народа.
Православные праздники повышают духовно-нравственный уровень детей, положительно влияют на их поведение и самосознание. Воспитанники научились соблюдать православные праздники и следовать православным традициям, а также сформировались ценностные отношения к прекрасному, представления об эстетических идеалах и ценностях, интерес к произведениям искусства, к занятиям художественным творчеством. Перед праздниками Светлого Христова Воскресенья, Рождества Христова, Троицы – праздника русской березки, Масленицы – проводов зимы, необходимо разъяснять некоторые обряды, обычаи, слова, связанные с данным праздником. На Пасху принято красить яйца; на праздник Троицы у христиан существует обычай украшать дома, комнаты зелеными ветвями и цветами. Весенняя зелень и цветы указывают на обновление людей силой, сошедшего на них Святого Духа. На Рождество нужно делать с детьми ангелов и украшать рождественскую елку, на Масленицу лакомиться блинами.
К празднику дети мастерят подарки, украшения, учат стихи, песни, танцы. В совместной деятельности дети легче осознают правила доброй и благочестивой жизни.
Праздники – неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Они вносят радость в наши дома, задают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к традициям нашего народа. В памяти остается незабываемое осеннее многоцветье к Покрову, сияние огоньков и аромат хвои на Рождество, березки – на Троицу, ванильный вкус куличей и пасочек, красные свечи и крашенки на Пасху, народные гуляния на Масленицу. У каждого праздника есть свой цвет, свой запах, своё звучание, своя музыка. Учитывая то, что дошкольники находятся еще в том возрасте, когда все события ими воспринимаются очень эмоционально, во время проведения праздников важно создать радостную атмосферу.
Именно от нас будет зависеть, будут ли наши дети тянуться, поддерживать, уважать и развивать традиции нашего народа.
В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.