ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В УСЛОВИЯХ ДОО

0
725

Винникова Лидия Владимировна
музыкальный руководитель
Скрипникова Анна Викторовна
музыкальный руководитель
Разумовская Светлана Петровна
старший воспитатель
МБДОУ ДС № 33 «Снежанка»
Старооскольского городского округа

МАТЕРИАЛ участвует в  Региональной научно-практической конференции «Культура и традиции народов России в образовании детей дошкольного возраста»

Главной целью государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина. В ФГОС ДО определён важнейший принцип организации образовательного процесса на основе духовно-нравственных ценностей, а также важность воспитания у дошкольников любви к своему краю и Отечеству, своему народу, его народным традициям и культуре, родному языку.

Приоритетной задачей государства и общества и основной целью современного российского образования является воспитание, социально – педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, инициативного, ответственного, компетентного и ответственного гражданина России.

В настоящее время обращение к народным истокам, культурному наследию страны, фольклорному искусству нашего народа стало предметом особого внимания педагогов дошкольных образовательных организаций. Заклички, пестушки, пословицы, дразнилки, поговорки, небылицы, народные песни всегда были огромным пластом народной мудрости и связаны с опытом народной педагогики.

В современном педагогическом мире основная задача воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – прививать любовь детям и родителям к народной музыке. Фольклор с раннего возраста жизни служит средством формирования мировоззрения ребёнка, способствует развитию таких процессов, как память, воображение, мышление. На основе фольклорного материала ребёнок имеет возможность развивать творческие способности, приобретать опыт творческой деятельности, формировать индивидуальность.

Малые фольклорные формы вызывают у детей положительные эмоции, раскрывают социальную сущность событий и явлений, происходящих в жизни народа; формируют устойчивый интерес к народной культуре. Посредством музыкального фольклора дети дошкольного возраста усваивают нравственные и культурные ценности своего народа.
Приобщение детей к русской народной культуре через фольклор мы строим на основе синтеза музыки, фольклорного театра, хореографии, изобразительного искусства, народного танца.

материалы в печатный сборник 

Основные формы работы по формированию духовно-нравственного мира дошкольников с использованием малых жанров фольклора: организованная образовательная деятельность, праздники и развлечения, тематические и социальные акции, мастер – классы, музыкальные гостиные, театрализованная деятельность, взаимодействие с социумом, участие в концертной и конкурсной деятельности, самостоятельная деятельность, совместная деятельность детей и родителей.

Использование музыкального фольклора в образовательной деятельности способствует развитию творческих способностей старших дошкольников, если формы, методы и приёмы работы соответствуют возрастным и индивидуальным возможностям детей; широко применяется наглядный материал, используются русские народные музыкальные инструменты; образовательная деятельность строится на основе синтеза основных форм художественной деятельности.

Для музыкального руководителя, фольклор является одним из главных помощников в привитии интереса и любви к музыкальной культуре. Разучивая с детьми малые фольклорные формы, мы решаем одну из актуальных задач – знакомим с красотой, разнообразием и силой русского языка, обогащаем речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами.

Использование музыкального народного фольклора в приобщении дошкольников старшего возраста к истокам народной культуры демонстрирует высокую практическую значимость. У детей расширяется кругозор, формируются такие нравственные качества, как уважение и любовь к народным традициям.
При ознакомлении детей с различными фольклорными жанрами необходимо привносить элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда занятия будут проходить как яркое общение с ребёнком, на глазах которого разыгрывается красочное действо.

Комплексная, систематическая работа по формированию духовно-нравственного мира дошкольников в рамках художественно-эстетического развития, позволила создать в нашей дошкольной образовательной организации условия для становления у детей позитивной системы жизненных ценностей, нравственных и духовных чувств, интереса к культуре и истории России.

Список литературы:
1. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2006
2. Куприна Л.С., Знакомство детей с русским народным творчеством, – Санкт-Петербург, Издательство «Детство-Пресс», 1999.-379с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь