Формирование эстетического вкуса дошкольников в процессе ознакомления со Старооскольской глиняной игрушкой

0
713

Пименова Юлия Николаевна,
Рыбальченко Юлия Владимировна,
Чечулина Марина Владимировна,
воспитатели
МБДОУ «Федосеевский ДС «Яблочко»
Старооскольского городского округа

МАТЕРИАЛ участвует в  Региональной научно-практической конференции «Культура и традиции народов России в образовании детей дошкольного возраста»

Воспитание посредствам искусства издревле было наиболее продуктивным. Потребность в человеке эстетически развитом, творящем, прежде всего, духовное бытие, которое заключается в совершенстве связей – любви, красоты и гармонии, вот почему на современном этапе одним из центральных принципов в системе образования является принцип формирования духовных, нравственно-эстетических потребностей.

Человек всегда жил среди вещей. Он создавал не только нужные, полезные, но и красивые, выразительные вещи. Поэтому и сейчас детям необходим красивый предметный мир. И для его создания каждому нужен развитый художественный вкус. Дошкольники обязательно проявят здесь художественные наклонности в той мере, в какой они обладают ими. Именно поэтому роль народного декоративно-прикладного искусства в художественном воспитании просто неоценима.

Декоративно-прикладное искусство создаёт среду, в которой живут люди, украшает повседневный быт, помогает сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Декоративное искусство имеет свой совершенно особый образный язык. Поэтому нашей целью является открыть красоту этого удивительного искусства, и формировать эстетические вкусы детей, начиная с дошкольного возраста.

Одной из форм работы с детьми была интегрированная деятельность, которая включала в себя не только рассказ воспитателя об особенностях образов Старооскольской глиняной игрушки, а также дети рассматривали игрушки, совершили увлекательную виртуальную экскурсию в Старооскольский дом ремесел. Так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста, во время режимных моментов мы проводили игры, например, «Сложи картинку», «Оденем куклу в Старооскольский костюм» и другие. В игру вступали все дети, даже те, кто плохо идет на контакт со взрослыми. Мы вносили в группу определенную Старооскольскую глиняную игрушку, рассматривали ее с детьми, беседовали о ценности игрушки, о том, какими, по их мнению, качествами наделена данная игрушка.

Рассматривание каждой игрушки мы проводили, задавая детям следующие вопросы:
1) Кто это?
2) Что делает?
3) Какие части игрушки можно выделить?
4) Нравится ли тебе игрушка? Чем?
5) Как ты думаешь, эта игрушка изображает добро, зло и т.д.?
6) Какие элементы, цвета использованы в росписи игрушки?

материалы в печатный сборник 

После рассматривания, мы объясняли детям, что игрушки используют для украшения комнаты и вместе с детьми искали место в группе, где можно поставить игрушку, чтобы она радовала глаз. Тем самым мы вызвали интерес у детей к Старооскольской глиняной игрушке, и дети захотели, чтобы такие игрушки появились у них дома, и мы решили их вылепить.

Во время проведения занятий по лепке мы учитывали индивидуальные особенности детей, их знания об игрушке. Каждому занятию предшествовала предварительная работа, которая включала в себя беседы, чтение художественной литературы, рассматривание игрушек.

Например, при проведении занятия «Старооскольская глиняная игрушка «Барыня» мы беседовали с детьми, задавали вопросы о том, что нового они узнали о Старооскольской глиняной игрушке? Какими качествами люди наделили игрушку Барыня? Какие качества детям нравятся больше? Какие качества дети хотели бы развить у себя? В основном дети отвечали, что хотели бы быть добрыми, помогать взрослым, чтобы все с ними дружили. Игрушки у детей получились солнечными, добрыми. Анализируя работы и ответы детей, мы пришли к выводу, что у дошкольников изменились взгляды на то, какими качествами личности они хотели бы обладать, дети яснее увидели отличие хороших личностных качеств от плохих.

Таким образом, использование Старооскольской глиняной игрушки в образовании детей, дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания, а также формирование и развитие личностных положительных качеств.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь