Горбунова Ирина Николаевна
Незнамова Ирина Михайловна
воспитатели
Гладских Лариса Алексеевна
инструктор по физической культуре
МБДОУ ДС № 52 «Ласточка»
Старооскольский городской округ
Материалы Регионального научно-практического семинара «Использование прикладного анализа поведения в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра»
У простого человека при упоминании термина «расстройство аутистического спектра» (РАС) в голове, скорее всего, всплывет образ главного героя фильма «Человек дождя», и на этом, пожалуй, всё. На постсоветском пространстве тема РАС не рассматривалась в достаточной степени, а диагностика в большинстве случаев далека от совершенства. Каждый год в мире становится все больше детей с расстройствами аутистического спектра. Ученые и медики говорят о разных причинах: улучшенная система диагностики, подозрение влияния ранней вакцинации, вредное воздействие пресловутых ГМО и даже старший возраст будущих пап. Так что такое РАС и что ученым уже удалось узнать о причинах его развития?
Причины, приводящие к развитию расстройств аутистического спектра, до конца не выяснены. С 70-х годов прошлого столетия стали появляться различные теории возникновения заболевания “аутизм”. Некоторые из них со временем не оправдали себя и были отвергнуты (например, теория “холодной матери”).
Бруно Беттельхейм считал, что причина развития аутизма – холодная мать.
Сознание аутиста ломается от травмирующего опыта общения с той, которая недолюбила, недоласкала, недонянчила. Беттельхейм опирался на заметки Лео Каннера, где тот характеризовал родителей аутистов как рассудочных, холодных, дисциплинированных людей. Самым лучшим, по мнению Беттельхейма, было изъятие ребенка из травмирующей семьи.
Сейчас эту теорию, конечно, опровергли, но люди продолжают в ее верить и писать. Некоторые современные психологи тоже отмечают пустоту, холодок и отчужденность, которые есть между родителями и детьми с РАС.
Расстройство аутистического спектра часто характеризуется проблемами в социальных, коммуникативных и интеллектуальных способностях пациентов. В зависимости от возраста и интеллекта, у детей с аутизмом заметна различная степень дефицита коммуникации. Эти дефициты проявляются в речевых задержках, монотонной речи, эхолалии (неконтролируемом автоматическом повторении слов, услышанных в чужой речи), а также варьируют от плохого понимания до полного отсутствия устной речи. Невербальная коммуникация также нарушена и может включать трудности в установлении зрительного контакта, сложности в понимании выражений лица и жестов. Еще одной важной особенностью людей с РАС является дефицит социально-эмоциональной взаимности.
Нарушения аутистического спектра (далее – РАС) – это комплекс нарушений созревания и развития психических функций. Включает в себя такие состояния, как аутизм, детское дезинтегративное расстройство, синдром Аспергера.
Общим для этих расстройств является нарушение коммуникативных способностей, ограниченный набор интересов и видов деятельности.
Основной метод диагностики РАС – динамическое наблюдение специалиста за поведением ребенка. В дополнение к основному методу проводятся психологическое, неврологическое и другие методы обследования.
Для этого существуют скрининговые методы обследования, задача которых – заподозрить РАС и начать его более углубленное обследование.
Поскольку скрининг не используется для выставления диагноза, его могут осуществлять как педагоги, врачи-педиатры, врачи детские психиатры, так и сами родители.
Разработаны стандартизированные скрининговые инструментарии для раннего распознавания аутизма. Наиболее распространенным является CHAT – Шкала для раннего распознавания аутизма, предназначенный для первичной оценки развития ребенка в возрасте от 18 до 36 месяцев. Признаки аутизма у детей разного возраста
Первые признаки нарушения развития ребёнка проявляются уже на первом году жизни (например, ребёнок поздно садится, отсутствует эмоциональный контакт с родителями, интерес к игрушкам, не отзывается на своё имя).
К вызывающим тревогу родителей сигналам относят:
- в 8 месяцев — отсутствие зрительного контакта и реакции на имя;
- в 12 месяцев — нетипичное использование жестов, отсутствие указательного жеста;
- в 18 месяцев — нетипичная игровая деятельность, непонимание речи или отказ от вступления в диалог;
- в 24 месяца — целый набор взаимосвязанных признаков: отсутствие имитации взрослого и социального общения в игре, медленное накопление словарного запаса.
Более заметными признаки аутизма становятся к двум-трём годам. Также возможны случаи, когда уже при появлении навыков происходит регресс, и ребёнок перестаёт делать то, чему научился ранее. Для ребёнка с аутизмом характерно позднее появление навыка речи либо его отсутствие, эхолалия (спонтанное повторение услышанных фраз и звуков вместо осознанной речи), задержки в развитии, отсутствие совместного внимания и указательных жестов, наличие специальных узконаправленных интересов, стереотипное поведение (например, ребёнок может подолгу раскачиваться и ничего не делать, беспрестанно щёлкать выключателем, зажигая и гася свет).
По данным ВОЗ, примерно каждый 160-й ребенок в мире страдает РАС. В США, согласно информации Центра по контролю и профилактике заболеваний, такой диагноз ставится одному ребёнку из 59, причём среди мальчиков РАС встречается в четыре раза чаще, чем среди девочек.
Помимо основных признаков аутизма существуют дополнительные, которые могут быть не всегда: отсутствие зрительного контакта, нарушения моторики, нарушения поведения, необычная реакция на внешние раздражители (сенсорные перегрузки от большого количества стимулов, например, в торговых центрах), избирательность в еде [6]. Ребёнку могут не нравиться обычные домашние запахи, особенно бытовой химии, раздражать музыка.
В целом аутизм — это нарушение в восприятии внешних стимулов, которое заставляет ребёнка обострённо реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие, вызывает проблемы в коммуникации с другими людьми, формирует устойчивые бытовые привычки, вызывает трудности адаптации к новым условиям, мешает обучаться наравне со сверстниками (в том числе через подражание другим
Список литературы:
- Баенская Е. Р., Либлинг М. М., Никольская О. С. Аутичный ребенок: пути помощи. – М. Теревинф, 1997. – 338 с.
- Башина В.М. Аутизм в детстве. – М.: Медицина, 1999. – 240 с.
- Беттельхейм Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я. – М.: Академический проект: Традиция, 2004. -784 с.
- Богдашина О.А. Аутизм: определение и диагностика. – Донецк: ООО Лебедь, 1999. – 166 с.