ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Материал представлен для участия во Всероссийских педагогических чтениях «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

0
1670

Черниговских Евгения Васильевна
Муляр Надежда Владимировна
воспитатели
Кириллова Оксана Васильевна
педагог-психолог
МБДОУ ДС № 10 «Светлячок»
Старооскольского городского округа

О гендерном воспитании сегодня много пишут и говорят. Дошкольные образовательные учреждения столкнулась с проблемой: как  воспитывать дошкольников, учитывая их гендерные особенности? Какие преимущества и недостатки имеет раздельное и смешанное воспитание? Нужна ли нашим детям гендерная культура?

Важно отметить, что с одной стороны, в обществе назрела потребность внедрения гендерного подхода в воспитании детей, а с другой стороны вопрос гендерного воспитания недостаточно изучен и разработан.

 «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

Во все времена, философии, ученые и специалисты в области педагогике, как зарубежные, так и отечественные, рассматривали вопрос гендерного воспитания по-разному, например: Аристотель высказывался за раздельное обучение мальчиков и девочек, так как полагал, что мужчина и женщина имеют разную природу, поэтому должны иметь разные знания и умения, выполнять свои «естественные» обязанности, не вмешиваясь,  в дела друг друга. Клод Гельвеций делал ударение на равноправии женщин и мужчин в получении образования. Анатомическое отличие – ни повод для вывода, что женщина имеет низкий уровень умственного развития и не способна научиться.

В отечественную педагогику XIX века по вопросам гендерного оспитания подрастающего поколения внесли большой вклад выдающиеся педагоги – Кампе, И.Ф. Богданович, А.Г. Ободовский , А. Н. Острогорский, Г. Бланк, Л.Н.Толстой, К. Д. Ушинский, М. К. Цебрикова и др.

 Основатель русской школы Константин Дмитриевич Ушинский протестовал против патриархального подхода в воспитании, он стоял на позициях общего воспитания девочек и мальчиков, выступал за равноправие мужчин и женщин.

материалы в печатный сборник 

В настоящее время необходимость целенаправленного полоролевого воспитания детей, начиная с дошкольного возраста, признается ведущими психологами и педагогами. Полоролевое воспитание рассматривается как важное направление нравственного воспитания дошкольников, способствующее полноценному развитию личности мальчиков и девочек, освоению ими психологических черт мужественности, женственности, половых (гендерных) ролей.

Представители одной точки зрения (Т. А. Репина, Л. В. Коломийченко, Е. А. Кудрявцева, Н. Е. Татаринцева и др.), главной целью полоролевого воспитания называют подготовку к выполнению будущих социальных ролей, формирование качеств мужественности и женственности.

Представители другой точки зрения в определении целей полоролевого воспитания дошкольников  считают, что существующие в обществе гендерные стереотипы, определяющие, какими должны быть мужчины и женщины, мальчики и девочки, ограничивают развитие личностного потенциала ребенка. Поэтому главной целью полоролевого воспитания является создание в детском саду условий, свободных от жестких стереотипов маскулинности, фемининности, расширение полоролевого репертуара, обеспечение возможностей развивать индивидуальные особенности независимо от половой принадлежности (Е. А. Бабушкина, Е. В. Базуева, К. А. Воронова).

В работах Т. А. Репиной, Л. В. Коломийченко выделено три основных компонента содержания полоролевого воспитания:

  • когнитивный (формирование адекватных представлений о качествах мужественности, женственности, семейных ролях);
  • эмоциональный (формирование положительного отношения не только к своей, но и противоположной роли, полоролевых предпочтений, ценностных ориентаций, типичных для пола потребностей и мотивов);
  • поведенческий (воспитание соответствующей полу модели поведения).

Рассмотрим подробнее содержание названных компонентов.

Когнитивный компонент предполагает формирование у детей представлений об отличительных особенностях мальчиков и девочек, мужчин и женщин:

  • особенности внешности (физическое строение, прическа, одежда);
  • особенности поведения в зависимости от половых ролей;
  • традиционные для представителей разного пола виды деятельности;
  • фемининные и маскулинные качества личности;
  • представления о семье и семейных половых ролях: половозрастные семейные роли; внутрисемейные отношения, распределение обязанностей в семье; взаимопомощь в семье, забота мальчиков и девочек о близких; семейные традиции.

Эмоциональный компонент направлен на формирование положительного отношения к своей настоящей (мальчик, девочка) и будущей (мужчина, женщина) гендерной роли, воспитание гордости за принадлежность к своему полу, восхищение лучшими мужскими и женскими качествами, формирование семейных ценностей, положительное отношение к будущей семейной роли.

Поведенческий компонент предполагает формирование соответствующей полу модели поведения в общении с взрослыми и сверстниками, культуры взаимодействия с представителями противоположного пола.

Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей, призвано помочь ребёнку осознать себя представителем того или иного пола. В результате этого у детей должна сформироваться гендерная устойчивость: «Я девочка и буду ей постоянно, Я — мальчик и всегда буду им».

Очевидно, что воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье, которой по общепризнанному мнению, принадлежит ведущая роль полоролевого гендерном воспитании ребенка.

Под влиянием родителей у ребенка закладываются представления о роли женщины и мужчины в семье и в обществе, формируется определенная модель поведения, которой он будет придерживаться.

 Гендерное воспитание в семье происходит по типу отождествления ребёнком себя с родителем своего пола. Сын в поведении отца находит образец собственной гендерной роли, в образе матери – прообраз своей будущей избранницы. Отношения родителей служат для него моделью взаимоотношений полов. То же самое можно сказать о дочери: образцом поведения для неё служит мать , прообразом будущего избранника – отец. Поэтому оптимальный вариант для формирования гендерной идентичности ребёнка- наличие в семье обоих родителей, т. е. полная семья, живущая по законам любви и взаимоуважения. В таком случае у детей формируются правильные идеалы семьи и своей социальной роли, нравственные представления о противоположном поле.

Выделяют четыре основных способа конструирования взрослыми гендерной роли ребенка: социализация через манипуляции, вербальная апелляция, канализация, демонстрация деятельности.

Гендерная социализация через определенные манипуляции означает озабоченность родителей теми или иными внешними проявлениями своего ребенка. Например, родители могут постоянно вне зависимости от ситуации восхищаться физическими данными и силой своего сына или выражать озабоченность внешностью ребенка-девочки.

Вербальная апелляция — это усиление действия первого способа. Родители подчеркивают прекрасные физические данные ребенка, его внешность, красоту, силу, ловкость, богатырские способности, умение дать сдачи обидчику и может не замечать его достаточно низких интеллектуальных способностей. Ребенок приучается смотреть на себя глазами матери, отца, а вербальная апелляция усиливает действие манипулятивного процесса. Девочка получает представление о том, что внешний вид, красивая одежда – это очень важно, а для мальчика приоритетным направлением развития становится занятие спортом, боевыми искусствами.

 «Канализация» означает направление внимания ребенка на определенные объекты, способствующие формированию стереотипной гендерной роли в семье, например, девочкам на игрушки, соответствующие игре в «дочки матери» или просто имитирующие предметы домашнего обихода, мальчикам же покупают конструкторы, трансформеры, разнообразные машинки, игры-стратегии. Для них не существует игр, направленных на домашнюю сферу. Дети часто получают знаки социального одобрения за игру с игрушками, «соответствующими своему полу».

«Демонстрация деятельности» означает ожидание от ребенка деятельности соответствующей не только тому полу, к которому принадлежит ребенок, но и воспроизведения такого вида деятельности, который осуществляет родитель аналогичного с ним пола. То есть девочки учатся вести себя, действовать «как мама», мальчики – «как папа».

Таким образом, своевременность и успешность полоролевой социализации обеспечивает целенаправленная организация полоролевого воспитания, важными психолого-педагогическими условиями которого являются: учет психофизиологических особенностей дошкольников разного пола в процессе полоролевого воспитания; наличие программно-методического обеспечения; взаимодействие с семьей в решении задач полоролевого развития и воспитания дошкольников.

Литература

  1. Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. – 1987. № 2. – С. 152-158.
  2. Баранникова Н. А. О мальчиках и девочках, а также их родителях. – М.:ТЦ Сфера, 2012.
  3. Соломенникова О. А. Роль семьи в гендерной социализации детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. 2006.№1 с.122 – 127.
  4. Попова Л. В. Гендерная социализация в детстве // livejournal.com
  5. Попова Л. В. Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика // Гендерная социализация в детстве / под ред. Л. В. Штылевой. – Мурманск: ОУ КРЦДОиРЖ, 2001. – С. 40-47.
  6. Рыков С.Л. Гендерные исследования в педагогике // Педагогика. – 2001. – № 7. – С. 17-22

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь