Театрализованная деятельность – как одна из форм работы по активизации речевого общения с детьми старшего дошкольного возраста

0
1346

Тропникова Зинаида Анатольевна
музыкальный руководитель
Володина Татьяна Борисовна
Иванова Наталья Николаевна
воспитатели
МАДОУ «Центр Развития Ребенка – детский сад №54 «Малыш»
Кемеровская область – Кузбасс
г. Осинники

 

Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – СЕНТЯБРЬ 2019г. 

 

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ ПО АКТИВИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего то, что не только психологи, но и педагоги – практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

материалы в печатный сборник 

В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.

Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Психолог и философ С.Л.Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам». Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. По мнению М.Р. Львова, компонентами речевой активности, являются быстрота речевых реакций в диалоге и др. ситуациях, выбор игр и увлечений, связанных с речью, быстрота и точность выбора слов, развёртывания синтаксических конструкций, текста, активная реакция на поступок или высказывания других лиц. М.Р.Львов обращает внимание на условия развития речевой активности:

  1. общая активность, коммуникабельность, инициативность, стремление к    лидерству;
  2. умение преодолевать скованность, застенчивость;
  3. способность переходить от ситуативного диалога к монологу, обдуманной, спланированной речи.

Однако развитие не всех детей дошкольного возраста соответствует названным условиям. Безусловно, развитие речи в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание: проводятся занятия по расширению словаря, формированию фразовой речи, обучению пересказу. Всё это даёт положительные результаты, но они касаются преимущественно количественной стороны речи.

Специфика работы в группе детей с нарушением речи определяется у каждого дошкольника, наряду с речевыми недостатками, неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: внимания, памяти, словесно-лексического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики, характерологическими особенностями. Чтобы ребёнок своевременно и качественно овладевал выразительной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры и занятия. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи: активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», – утверждал Б.М.Теплов. Каждое литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.), что позволяет формировать опыт социальных навыков поведений детей. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Известный композитор Д.Б. Кабалевский так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы даёт нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идёт развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и воспитателей детских садов…».

Важной особенностью данной деятельностью является активное участие родителей. Совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет преодолеть традиционный подход к режиму жизни ДОУ. Кроме того, взрослые лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создаётся микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нём, доверительные отношения между детьми и взрослыми. Активизации интереса родителей способствуют тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Тематика таких вечеров может быть разнообразной, например: «Любимые сказки», «Театральные встречи», «Смешные истории» и др. В любом случае союз педагогов и родителей будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, а значит всесторонне развивать ребёнка. Поэтому не случайно во Временных (примерных) требованиях к содержанию и методам работы в ДОУ выделен специальный раздел «Развитие ребёнка в театрализованной деятельности», в критериях которого подчёркивается, что педагог обязан:

  • создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощённо держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);
  • приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройствами театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);
  • обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;
  • создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Эффективная организация такой деятельности невозможна силами одного воспитателя, поэтому осуществляется тесное взаимодействие специалистов ДОУ по следующим направлениям:

  • ритмопластика;
  • сказочный театр физической культуры;
  • психологические тренинги, этюды;
  • культура и техника речи;
  • творческая и мини-мастерская

Все эти направления способствуют реализации новых форм общения с детьми, индивидуальный подход к каждому ребёнку, нетрадиционный путь взаимодействия с семьёй и т.д.

Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также самостоятельную деятельность ребёнка в специально организованной пространственно-речевой среде.

Проводится небольшими подгруппами (по 6-8 детей в подгруппе), что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребёнку. Причём каждый раз группы формируются по-разному, в зависимости от содержания деятельности, которая включает в себя:

  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • игры –драматизации;
  • разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
  • упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
  • упражнения по социально-эмоциональному развитию детей

Только комплексный подход всех специалистов ДОУ даёт возможность не только преодолеть имеющие речевые дефекты, но и способствовать развитию всей познавательной деятельности, эмоциональной сферы, подготавливать детей к успешному обучению в школе.

Таким образом, содержание, формы и методы проведения театрализованных игр и занятий должны способствовать одновременно достижению трёх основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; социально-эмоциональному развитию детей.

Список литературы

  1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ЛОНРО, 2000. – 220с.
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка.- М.: Просвещение. 1967
  3. Ветлугина Н.А. Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб.пособие для студентов педагогических интернатов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». – М.: Просвещение, 1983
  4. Далькроз Э.Ж. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и искусства. 6-я лекция. СПб- 1922.
  5. Далькроз Э.Ж. Ритм//Театр и искусство. – 1922. – с. 37.
  6. Ильина Г.А. Особенности развития музыкального ритма у детей // Вопросы психологии. – 1961.-№ 1 – С.119-132.
  7. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: из опыта работы муз. руководителя. – М.: Просвещение 1982. – 96с., ил.
  8. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: академия развития, 1997. – 240 с., ил.
  9. Праслова Галина М. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. СПб.: Детство – Пресс, 2005.
  10. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика: хореография в детском саду. М: Линка –Пресс, 2006
  11. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий.- М., 1961.-с. 231.
  12. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова – М.; изд. Второе 1995

Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ  

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь