Кудинова Светлана Александровна
воспитатель
ГБОУ «Школа № 2107» г. Москва
Д /О «На Трифоновской»
Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – июль-август 2019г.
ТАКОЙ ЗАПОМНИМ НАШУ ОСЕНЬ
краткосрочный проект во второй младшей группе
Длительность проекта: краткосрочный
Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
Сроки реализации: 1 мес.
Вид проекта: групповой, познавательно-творческий, игровой.
Актуальность темы: Учитывая особенности детей раннего возраста, такие как: наглядно-действенное мышление; минимальный жизненный опыт, а также то, что малыш может понять только то, что находится непосредственно перед его глазами и с чем он может действовать сам, я решила привлечь к изучению темы «Осень» родителей, мотивируя их совершать с детьми целевые прогулки, изготовлять совместно с детьми поделки из природного материала, осуществлять подбор художественной литературы на заданную тему.
Цель проекта: Формирование познавательного интереса к окружающей среде: познакомить детей со временем года «Осень», осенними явлениями природы, названиями овощей, фруктов. Обратить внимание детей на красоту природы родного края, буйство осенних красок.
Задачи проекта:
- дать элементарные представление об осени, как времени года.
- вызывать интерес к исследованию природы родного края.
- формировать умение детей рассматривать иллюстрации, понимать их сюжет, отвечать на вопросы воспитателя.
- побуждать детей выражать свои чувства и эмоции при помощи активной речи, постепенно отходя от мимики и жестов.
- развивать творчество.
Задачи по образовательным областям:
Социально-коммуникативное развитие:
- Формировать у детей доброе отношение к окружающему миру
- Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками
- Развитие игровой деятельности
Познавательное развитие:
- Воспитывать культуру поведения;
- Учить детей обследовать предметы, упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
- Развивать желание делать поделки совместно со взрослыми, используя природный материал.
Речевое развитие:
- Расширять и активизировать словарный запас детей;
- Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи об осени;
- Формировать умение отвечать на вопросы;
Физическое развитие:
- Совершенствовать культурно-гигиенические навыки;
- Вводить в игры более сложные правила со сменой движения;
Художественно-эстетическое развитие:
- Формирование устойчивого интереса к изодеятельности, аппликации, лепке;
- Формировать умение передавать в рисунках и поделках красоту окружающих предметах и природе.
Ожидаемые результаты (продукт проекта):
- Осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;
- Совершенствование экологической среды группы;
Дети: участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением осени – как времени года, ее характерными признаками, дарах осени, бережного отношения к природе;
- Развитие творческих способностей;
- Развитие связной речи.
Родители:
Вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный
Деятельность воспитателя:
- Создать развивающую среду.
- Организовать работу с родителями.
- Составить план проекта, разработать конспект занятий.
- Осуществить подбор сюжетных картин и художественных произведений про осень.
Деятельность родителей:
- Совместно с детьми собрать природный материал для изготовления поделок.
- Дома вместе с детьми изготовить поделки из природного материала для выставки в детском саду.
2 этап – основной (практический)
- Целевые прогулки на участке, а также по территории детского сада.
- Прослушивание аудиозаписи П. Чайковского «Времена года» «Осень»
- Художественное творчество.
- Чтение художественных произведений посвященных осени, беседы на осеннюю тему.
- Подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры.
3 этап – заключительный – «Мастер-класс по объёмной аппликации, рисованию и конструированию из листьев» для детей и родителей 2 младшей группы на тему «Такой запомним нашу ОСЕНЬ» (совместная коллективная работа с использованием бросового и природного материала)
- Выставка поделок, выполненных родителями с детьми дома
- Рисование «Дождик»
- Рисование «Корзина с листьями
- Рисование мятой газетой (нетрадиционный метод рисования) «ОСЕНЬ»
- Лепка «Осенние листья» (пластилинография)
- Аппликация из листьев «Поможем Ёжику собрать листья»
Этап заключительный – мастер класс (совместная коллективная работа с использованием бросового и природного материала)
Цель:
- Познакомить детей и родителей с понятием «объёмная аппликация», развивать познавательную активность, творческую фантазию, художественный вкус;
- Учить составлять композицию из элементов и цветовых сочетаний, раскрашивать объёмные детали (втулки от бумаги), используя гуашь, приклеивать детали к макету дерева.
- Учить, используя природный материал (листья засушенные) и бросовый материал (пакеты пищевые), бумагу оранжевого и черного цвета, двусторонний скотч, резинки -делать поделку – «Совёнок».
- Развивать такие качества как усидчивость, внимательность, аккуратность и удовольствие от совместной работы с родителями.
- Воспитывать желание работать коллективно и получать радость от полученного результата.
Объёмная аппликация «Осеннее дерево» (совместная работа с родителями)
Поделка из природного и бросового материала «Совёнок»
ИТОГИ ПРОЕКТА:
- Сформированы представления об осени (сезонных изменениях в природе, одежде людей)
- Закреплены первичные представления о сборе урожая: овощей, фруктов, грибов, ягод, о пользе заготовке некоторых из них на зиму.
- Собирая и рассматривая на прогулке разноцветные листья, дети закрепили умение сравнивать их по форме и величине.
- Расширились представления детей о домашних животных и птицах, особенностях поведения лесных зверей и птиц осенью.
Дети ближе познакомились с особенностями наступления осени. Работа по проекту помогла развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, игр-инсценировок дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. У детей значительно улучшилось развитие мелкой моторики рук, они получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Использованные ресурсы:
- О. Е. Громова дидактические материалы по развитию речи детей 3-4 лет«Стихи о временах года и игры»
- Занятия по развитию речи с детьми 3-4 года\ В. Гербова. – М.: Мозаика -Синтез, 2016.
- Н.С. Голицына «Конспекты комплексно- тематических занятий 2 младшая группа» Интегрированный подход
- Алябьева, Е. А. «Итоговые дни по лексическим темам». – М.: «Просвещение», 2003,
- Соломенникова, О. А. «Ознакомление с природой в детском саду». – М.: «Мозаика Синтез», 2016.
- Пособие Илларионова Ю. Г. «Учите детей отгадывать загадки»
- Л. В. Куцакова «Художественное творчество и конструирование 3-4 лет»-М.: Мозаика-Синтез,2016.
Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ