Мортина Светлана Анатольевна,
Кривошеева Татьяна Александровна
воспитатели
МБДОУ ДС № 64 «Искорка»
Старооскольского городского округа
Материал размещен в рамках Всероссийского летнего образовательного очно-заочного форума «Лето – это маленькая жизнь»
ЛЕТНИЕ НАБЛЮДЕНИЯ В ПРИРОДЕ
Научить дошкольников созерцать эстетические свойства природы, наслаждаться ими, переживать их красоту непростая задача. Мы – взрослые должны сделать наших детей восприимчивыми к красоте цвета и форм, способными замечать изящное в предметах и явлениях, наслаждаться такими открытиями, проникаться восторгом и радостью перед «музыкой» и певучей гармонией природы.
Помня о том, что повседневные наблюдения в природе не должны носить излишнего обучающего характера, мы стараемся использовать каждый удобный, «случайный» момент, чтобы незаметно для ребенка обратить внимание, сравнить, задуматься над каждым явлением в природе. На прогулке обращаем внимание детей на богатство красок, звуков, разнообразие растительных форм, полет птиц в небе, на ритм падающих капель дождя, листьев. На склоне дня обращаем внимание на то, как цвет вечерних лучей солнца влияет на цвет окружающих предметов, как изменяется цвет неба, деревьев, травы на закате. Стараемся заметить игру света и тени на стенах домов, деревьях, траве.
Дошкольник мыслит образами, и чем ярче речь воспитателя, тем живее ее воздействие на маленького человека. Стараемся подбирать такие слова, которые соответствуют эстетическому чувству, возникшему при восприятии предмета или явления. Так, наблюдая за красотой летней природы, отмечаем: «Нежно греет утреннее летнее солнце, его мягкие лучи озаряют все спокойным светом. Над нами лазурное небо с легкими бегущими облачками. Ярко-зеленая, изумрудная листва блестит на освещенных солнцем деревьях». Упражняемся в подборе эпитетов к словам: «Воздух прозрачный, нежный, легкий, чистый». «Облака воздушные, белоснежные, пушистые, легкие».
Оживляем наблюдения пословицами, поговорками, загадками, рассказами о природе В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова, И. Соколова-Микитова, К. Д. Ушинского.
Стараемся дать возможность ребенку охватить предмет живой природы или явление всеми анализаторами. Любуясь красотой летней природы, дети вдыхают терпкий запах нагретой коры деревьев, душистый аромат сухой травы, цветов на клумбах, удивительный запах грибов, листьев. Прислушиваются к журчанию ручья, шуму ветра, пению птиц, грохоту грома. Ребята с большим удовольствием изготавливают «бусы» из ягод рябины, «варят кашу» из различных семян растений, из листьев делают «шапочки», скалывая их иголками ели, кусок коры превращают в лодочку, из различных коряг получают цаплю, лошадку, жирафа и многое другое. Возникающее при этом мышечное чувство присоединяется к другому ощущению, усиливает его, делает более ярким.
В царстве природы ребенок имеет первый чувственный опыт, накапливает ощущения, идущие непосредственно от самой жизни, здесь он и первооткрыватель, и исследователь. Природа представляет бесконечный источник эмоциональных состояний и неугасаемого желания познавать. Она учит «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать», замечать необыкновенное в обыкновенном.
Часто во время наблюдений используем видеосъемку. Просмотр видеосюжетов активизирует мыслительную и творческую деятельность детей, способствует закреплению знаний, расширению и обогащению словаря. Ребята с интересом смотрят сюжеты, восстанавливая в памяти интересные моменты. С большим удовольствием анализируют свои действия, высказывания. После таких просмотров даже у самых малоактивных и незаинтересованных детей остаются приятные воспоминания.
Также эффективным приемом активизации является фотосъемка. Фотографии с интересными наблюдениями размещаются в раздевалке для того, чтобы каждый ребенок мог поделиться со своими родителями незабываемыми впечатлениями от увиденного в природе. Рядом с фотовыставкой помещаем информацию для родителей, какие эпитеты, образные слова, олицетворения необходимо закрепить с ребенком по данному наблюдению. Например: эпитеты – небо ясное, чистое, лазурное, высокое, бездонное; олицетворения – тени играют на стенах домов, солнце льет свет, стоят задумчивые березки.
Постоянно поддерживать интерес к наблюдениям помогает ведение календаря природы, в котором ежедневно дети фиксируют свои впечатления, используя значки, рисунки, наклейки.
Ребята упражняются в рисовании значков погодных явлений, учатся рисовать деревья, человека, птиц, насекомых. Чтобы повысить речевую активность детей, при заполнении календаря используем различные игровые приемы: «Расскажи зайцу, какие удивительные облака были сегодня на небе», «Расскажи няне о ярких красках в нашем цветнике», «Подскажи мне, как сказать по-другому об этом явлении».
Чтобы подвести ребенка к постижению красоты окружающего мира, надо вложить в эту работу свое сердце, суметь передать свое видение, свои ощущения, подобрать слова, которые бы тронули малыша, нашли взволнованный отклик в его душе. И тогда любовь к красоте, влечение к ней навсегда поселятся в сердце ребенка, оно станет добрее, а глаза – зорче. Тогда слова и ритмы, мелодии и краски, с помощью которых разговаривает с нами природа будут понятны нашим детям, покорят их красотой, зоркостью и душевной глубиной.
Список литературы:
1.Николаева, С.Н. Юный эколог. Для работы с детьми 6-7 лет. – «Мозаика-Синтез», Москва, 2010.
- Шанина, Н.Ф. Я люблю родную землю. – Издательство «Малыш», Москва, 1983.
Посмотреть участников форума и скачать сертификаты – ЗДЕСЬ