атериал размещен во Всероссийском сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания», АВГУСТ — 2021
Бардакова Татьяна Анатольевна
старший воспитатель
Попова Ирина Евгеньевна
Федюшина Марина Владимировна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад п. Томаровка
Яковлевского городского округа»
Дети играют в игровых зонах, слышится стук в дверь. Воспитатель обращает внимание детей на этот стук и предлагает убрать все пособия на свои места и посмотреть, кто же стучит в дверь. В это время в группу входит Незнайка и, как бы, не замечая детей, рассматривает пространство группы. Незнайку заинтересовал уголок «патриотизма».
Незнайка. А кто этот мужчина? И почему его портрет здесь, в группе. Воспитатель и дети, которые молча, наблюдали за гостем, наконец, спросили: «Кто вы?»
Незнайка. Я!? Я Незнайка из Цветочного города, с улицы «Колокольчиковая»
Воспитатель. Молодец, Незнайка, это ты знаешь, а вот что надо здороваться при входе в помещение и снимать шляпу забыл! Ребята, поздоровайтесь с Незнайкой и давайте расскажем нашему нежданному гостю о нашем патриотическом уголке.
Дети по очереди рассказывают Незнайке о своем уголке патриотизма.
1 ребенок. Это президент Российской Федерации – Владимир Владимирович Путин, он работает в главном городе России, Москве – столице нашей Родины.
2 ребенок. Это флаг нашего государства. Под флагом сражаются за свою страну воины, флаг победы поднимают, разгромив врага. Флаги вывешивают во время праздников, соревнований, олимпиад. У России флаг трёх цветов, три полосы – белая, синяя, красная. Что же они обозначают?
- Белый цвет – это цвет мира! Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает.
- Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей.
- Красный цвет – цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину.
3 ребенок. Это герб нашего государства.
Воспитатель. Давайте подробнее рассмотрим герб и поговорим о нём.
Дети по очереди описывают герб.
1 ребенок. На гербе орел. Он с двумя головами, с поднятыми крыльями. Орёл на гербе обозначает силу, это значит, что государство, на гербе которого изображён орёл сильное, непобедимое.
Воспитатель. Когда и почему стали изображать орла на гербе России?
Ребенок. В давние времена в России правил царь Иван III, он женился на племяннице императора Византии Константина III – Софьи. А в те далекие времена Византия была очень сильным государством, и на ее гербе был изображён орёл. И русский царь тоже изобразил на гербе Российского государства орла, чтобы все знали, Россия – сильная, могущественная страна.
Воспитатель. Но почему у орла две головы? (предположения детей).
Воспитатель. Русское государство очень большое, и головы орла смотрят на запад и восток, как бы показывая, что государство большое, но единое.
А, что вы ещё видите у орла?
Как вы думаете, что обозначает корона на голове у орла?
Предположения детей
Воспитатель. Корона обозначает то, что Россия живёт по своим законам, а охраняет эти законы царь.
А что в лапах у орла?
Ответы детей
Посох или жезл, а ещё его называют – Скипетр. Это символ царской власти, и означает, царское правление. А в другой лапе у орла шар, его называют держава. Держава – значит могущество, то есть, страна, в которой правит царь – могучая.
На груди орла – щит, а на щите изображён всадник.
Он копьём пронзил страшного, громадного змея, а конь топчет его копытами.
Воспитатель. Кто расскажет Незнайке об этом всаднике?
Ребенок. Всадник на коне – это не просто воин, это святой Георгий Победоносец, который поражает дракона. Образ Георгия Победоносца, символ светлого начала, побеждающего зло. Он олицетворяет воина-защитника Родины. У русского народа Георгий Победоносец считается хранителем Москвы, защитником от вражеских нападений.
Воспитатель. Этому российскому гербу много-много лет. Конечно, сейчас нет в нашем российском государстве царя, но корона, скипетр и держава на гербе, напоминают нам о том, что наша Родина очень древняя, что она возникла в давние времена. И остается сильной и могущественной.
Посмотрите, ребята, к нам «пришли» русские воины-богатыри. На свободном столе лежат карточки на всех детей с изображением русских воинов в кольчугах и шлемах. Это воины – защитники Руси. Но у них нет оружия. Поможем им приобрести его. На других карточках нарисовано оружие, которое использовали наши воины – предки. Щиты, палицы, чеканы, секиры, мечи, сабли, булава, лук и стрелы. Дети по желанию выбирают карточки с оружием, вырезают его и приклеивают на карточку с воином, затем карточки вывешивают на магнитную доску.
Вот теперь мы увидели войско ратников, готовых к защите своей земли
О каком еще символе мы не рассказали Незнайке? Ответы детей.
Вероника, расскажи нам, что ты знаешь о гимне России?
Гимн – это торжественная песня. У каждого Государства есть свой гимн. При исполнении Гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы. Марина Владимировна, давайте прослушаем Гимн России. (Прослушивание гимна РФ).
Воспитатель. Ребята, а вы когда-нибудь слышали гимн?
Ответы детей. Когда спортсмены побеждают на соревнованиях, то поднимается флаг их Родины и звучит гимн их страны. Его исполняют в самых торжественных случаях – во время праздников и других важных событиях.
Незнайка. Вот моя страна богата ягодами, насекомыми, грибами и очень умными малышками. Мы даже на воздушном шаре летали. А чем богата ваша Россия? (ответы детей).
А где же находится такое могучее государство Россия? Покажите мне на карте или глобусе границы России.
Воспитатель. Знаешь, Незнайка, и мы сейчас с ребятами и с тобою полетим на воздушных шарах, как в мультфильме «Вверх» и сверху рассмотрим нашу большую, красивую и богатую страну. Вносятся гелевые шары на каждого ребенка. Дети берут шары и входят в большую «корзину» Воспитатель дает команду на взлет, но корзина стоит на месте. Дети и воспитатель в недоумении. Вдруг слышится голос.
Корзина. Я, взлечу только тогда, когда вы расскажите историю земли русской!
Идет презентация «Моя Родина Россия», ее представляют дети.
1 Ребенок. Наша Родина Россия – государство очень древнее оно возникло много сот лет тому назад. В те давние времена ещё не было ни гербов, ни высотных домов, в которых мы живём. А были небольшие деревянные домики по берегам рек, в них и жили наши предки – восточные славяне. Они строили свои жилища на холмах, это было необходимо для самообороны.
2 Ребенок. Река – это тоже водная преграда для врагов, жителям помощь при обороне, вода необходима для питья, хозяйственных нужд.
3 Ребенок. Обычно вокруг селения был лес. Люди охотились в лесу, лес служил и строительным материалом, из которого строили жилища, прятались там во время нападения врагов.
Корзина. Чем же занимались славяне?
4 Ребенок. Ловили рыбу, охотились, делали оружие для защиты своего поселения и русских земель, шили одежду, изготавливали посуду, чтобы было в чём готовить еду и из чего есть готовую пищу.
5 Ребенок. Самым главным у славян был князь. Его все слушались. Князь возглавлял войска, когда нападали враги. Много княжеств было в Древней Руси – так называлась тогда Россия. Князья очень часто сорились между собой и захватывали друг у друга земли. Но когда нападали враги из других стран -немцы, шведы, поляки, князья часто объединялись, сражались и побеждали своих врагов. И тогда князья поняли, что если они объединятся навсегда, а не только на время воин, то общее княжество будем намного сильнее. Вместе легче не только воевать, но и трудиться, помогать друг другу и тогда их никто не сможет победить. Князья объединили свои владения, и самым главным стал князь Иван Ш. Все остальные князья стали ему подчиняться, и образовалось Русское государство. Оно было большим и сильным.
6 Ребенок. Раньше у каждого князя был свой герб. Эти гербы у князей, а теперь у современных российских областей, остались, но у нового Русского государства появился свой общий герб. Этот герб и сейчас является гербом нашей страны.
Корзина. Ну что ж летим! Звучит музыка – звуковые эффекты взлета космического корабля.
Стук в дверь.
Воспитатель. К нам кто-то пришёл или мы кого-то забыли?
Входит почтальон Печкин. Подождите, не спешите, вам тут письмо. Воспитатель благодарит почтальона за доставку и читает письмо-загадку.
«Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку.
Всё они сидят друг в дружке
А всего одна игрушка» (Матрёшка)
Входят три матрёшечки. И про нас расскажите Незнайке!?
Воспитатель. Русская Матрёшка – тоже символизирует наше государство Россию. Они пришли с нами поиграть.
Девочки-Матрёшечки
Мы – матрёшки, мы матрёшки,
Погуляем по дорожке.
Ты матрёшка, повернись,
Всем ребятам покажись.
Ты головку наклоняй
И плечом ей доставай.
Ножку выше поднимай,
Да и хлопай, не зевай.
Спинку будем выпрямлять,
Корпус будем наклонять.
Вот матрёшки приседают
И в ладошки ударят.
Всё матрёшки, посмотри,
Прыгать будут – раз, два, три!
Ручки на бочок поставим,
На гармошке поиграем
Воспитатель. Ребята, матрешки принесли нам игру – пазл «Собери матрешку». Хотите поиграть перед полетом? Дети делятся на три команды и по сигналу начинают собирать пазл «Матрешка». Три команды, три разных пазла «Матрешка», размер пазла в половину ватмана.
Воспитатель. Ну что, летим! Все дети и гости собрались в корзину и … Полетели и и и и! (Звучит музыка – звуковые эффекты взлета космического корабля).
С видеопроектора на интерактивной доске идет показ российской земли с ее границами с птичьего полета.
Воспитатель. Ребята! Сейчас мы пролетаем над нашей Белгородской областью. Какие белые горы, поля и реки, равнины и холмы. Как много храмов на белгородской земле. А вот и Прохоровское поле. Здесь прошло знаменитое танковое сражение, и был дан сокрушительный удар нашим врагам – фашистам! А вот и Курская область, монастырь «Коренная пустынь». Теперь мы летим над Воронежской областью, городом воинской славы Воронежем. Это все наши соседи. Посмотрите – орловская и рядом Тульская область, города герои Орел, Тула. А вот и храм Христа Спасителя, а это что за храм мы пролетаем?
Дети. Храм Василия Блаженного.
Воспитатель. Да, ребята, его так называют, но правильно – Собор Покрова Богородицы. Ну а это что такое?
Дети. Это Кремль! Там работает наше правительство и наш президент Владимир Владимирович Путин.
Воспитатель. Летим дальше – посмотрите это наш Север. Белая холодная пустыня. Какие животные и птицы живут на нашем севере? Ответы детей и затем показ животных и птиц и растений Севера
А вот и восток –Курильские острова, а вот и граница с Китаем. Леса Сибири и Дальнего востока, горы Урала. Наша Родина большая и богатая, и нам ее с вами ребята любить и беречь! Ну что, возвращаемся? (звучат звуковые эффекты взлета (посадки) космического корабля).
Матрёшечки. Ребята, а вы любите праздники? Ваши предки умели и любили веселиться. Знаете ли вы их?
Дети. Пасха, Масленица, Рождество. Троица.
Матрёшечки. Эти праздники с давних времён праздновались на Руси.
И у нас есть еще игра «Найди свой праздник». Ну что, хотите поиграть?
Дети делятся на группы по 3 человека, матрешки раздают детям задания – собрать все картинки, относящиеся к определенному празднику и карточку этого праздника.
Ну и молодцы же вы ребята
Воспитатель. Незнайка, ну что, много ты интересного узнал, побывав у нас в группе. Все тебе понятно и было ли интересно?
Незнайка. Спасибо, вам ребята, за вашу интересную экскурсию на воздушном шаре. Я много узнал и заочно познакомился с вашим президентом В. В. Путиным. Постараюсь рассказать своим друзьям малышкам все, о чем узнал и увидел. Марина Владимировна, а вы с ребятами не поможете мне как можно быстрее долететь до моей сказочной страны?
Матрёшечки. И нас возьми с собою, Незнайка, мы и у вас погостим.
Воспитатель. Ребята, поможем Незнайке и матрёшечкам попасть в сказочную страну! Подарим ему нашу воздушную корзину с шарами? Незнайка благодарит и под музыку корзина начинает двигаться и улетает?
А вам, ребята, что понравилось? Чем интересна, для вас, была презентация? Что нового вы узнали. Пройдемте в наш уголок настроения и смайликами отметим наше настроение после путешествия.