Материал размещен во Всероссийском сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания», АВГУСТ — 2021
Цветыченко Ольга Владимировна
Андрусенко Алёна Николаевна
Кущева Надежда Сергеевна
воспитатели
МБДОУ детский сад № 45 «Росинка»
Старооскольского городского округа
Цель: создание условий для активного включения детей в речевое взаимодействие.
Задачи:
- побуждать ребёнка включаться в речевое общение с помощью визуализации, движений, мимики, слов;
- развивать умение отвечать на вопросы «Кто?», «Что?», «Что делает?»;
- закреплять умение узнавать и называть животных и их характерные особенности (лиса – рыжая и хитрая, медведь – большой и т.д.);
- обогащать словарный запас детей словами-названиями объектов;
- формировать умение выражать характерные особенности объектов посредством мимики и жестов;
- воспитывать интерес к русским народным сказкам и книгам-сказкам;
- – развивать чувство сопереживания.
Оборудование: мяч; плоскостная кукла «Бабушка» (грустная и веселая); двусторонняя плоскостная картинка «Поезд»; дом бабушки, теремок; коробка с игрушками (мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь), стилизованная под сундучок; книжка-сказка «Теремок».
Ход
Организационный момент
Дети играют с воспитателем в игру с мячом «Лови-кати».
Раздается стук в дверь.
Воспитатель: – Ой, кто это к нам стучится. Сейчас я посмотрю (подходит к двери).
Мотивационно-ориентировочный этап
Воспитатель вносит из-за двери плоскостную куклу – Бабушку.
Воспитатель (от имени Бабушки): – Здравствуйте, ребята.
Дети: – Здравствуйте, Бабушка.
Воспитатель (от имени Бабушки): Я очень люблю рассказывать сказки и веселиться, но сегодня я плачу.
Дети: – Почему же ты, Бабушка, сегодня плачешь?
Воспитатель (от имени Бабушки): – У меня пропали герои сказки и я никак не могу их найти. Помогите мне, ребята, без героев я не смогу рассказывать сказку.
Поисковый этап
Воспитатель: Ребята, как же Бабушке помочь?
Дети: – Нужно найти героев сказки.
Практический этап
Воспитатель (обращаясь к Бабушке): – А где же нам искать пропавших героев сказки, Бабушка?
Воспитатель (от имени Бабушки): – Так в моей сказочной деревне.
Воспитатель: А на чём мы поедем в сказочную деревню? На поезде?
Скорее садитесь в поезд и поедем (показывает картинку).
Дети «цепляют вагончики» к поезду и едут в сказочную деревню, проговаривая слова игры. (Малоподвижная игра «Поезд»)
Набирает поезд ход,
Машинист глядит вперёд.
Держимся мы друг за друга
И никто не отстаёт.
Поезд останавливается возле домиков.
Воспитатель (от имени Бабушки): – Вот и моя сказочная деревня. Это дом, в котором живу я (показывает и садится в дом), а рядом домик, из которого пропала сказка.
Воспитатель: – Сейчас мы поищем твою сказку, Бабушка.
Воспитатель и дети имитируют поиск игрушек, заглядывая вокруг теремка.
Воспитатель: – Тут нет и тут нет, нигде никого не видно, правда, ребята?
Ой, мне кажется, что-то шуршит. Ребята, садитесь скорее на стульчики и послушаем.
Дети садятся на стульчики, раздается громкий шорох.
Воспитатель: – Ой, да это шуршит в этом сундучке, давайте посмотрим, что там шуршит.
Вот волшебный сундучок,
Что-то в нем щелк да щелк,
Я открою, погляжу,
Вам, ребята, покажу.
Воспитатель достаёт из сундучка игрушку – мышку и показывает её детям: Кто это?
Воспитатель: Мышка какая?
Воспитатель: А что мышка умеет делать?
Воспитатель: – Как мышка пищит?
Воспитатель: Садись мышка возле своего домика.
Воспитатель (шуршит): – Кто-то там еще шуршит. Кто это?
Воспитатель достаёт из сундучка лягушку.
Воспитатель: А какого цвета лягушка?
Воспитатель: Как лягушка кричит?
Воспитатель: Дима, посади лягушку рядом с мышкой.
Воспитатель (шуршит): – Посмотрим, кто еще есть в сундучке?
Воспитатель достает зайчика и спрашивает: Кто это?
Воспитатель: А почему зайчик прячется?
Воспитатель: Покажите ребята, какие у зайчика ушки.
Дети показывают ушки, как у зайки и проговаривают слова:
Зайка серенький сидит и ушами шевелит,
Вот так, вот так, он ушами шевелит.
Воспитатель: Ксюша, посади зайчика рядом с лягушкой.
Воспитатель(шуршит): – Снова в сундучке шуршит, посмотрю кто там ещё.
Воспитатель достает игрушку – лисичку, спрашивает детей: Кто это?
Воспитатель: Лисичка какая?
Воспитатель София, посади лисичку рядом с зайчиком.
Воспитатель (шуршит): – Снова кто-то шуршит. Посмотрим, кто же там?
Воспитатель достает волка: Кто это?
Воспитатель: Волк какой?
Воспитатель: – Как волк умеет выть?
Воспитатель: – Эрик, посади волка рядом с лисичкой.
Воспитатель (шуршит) достает медведя из сундука: Кто это?
Воспитатель: Медведь какой?
Воспитатель: – Что может медведь?
Дети постепенно отвечают на вопросы воспитателя.
Воспитатель: Давайте вспомним, как мишка собирает шишки.
Дети встают со стульчиков и имитируют поведение медведя, согласно тексту стихотворения.
Мишка косолапый по лесу идёт.
Шишки собирает и в карман кладёт.
Шишка отскочила прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился и ногою – топ!
Воспитатель: Рома, посади мишку рядом с волком.
Помощник меняет грустную Бабушку на весёлую Бабушку
Воспитатель (заглядывая в сундук): Ой, а здесь никого нет. Мы всех нашли! Ребята, а вы узнали сказку? (ответы детей)
Рефлексивно-оценочный этап.
Воспитатель: Бабушка больше не плачет, она радуется, как вы думаете, почему?
Дети: Бабушка радуется потому, что мы нашли героев сказки.
Воспитатель (от имени Бабушки): – Спасибо вам. Теперь я снова смогу рассказывать сказку «Теремок». Бабушка достает из своего домика книжку-сказку «Теремок».
Воспитатель (от имени Бабушки): Я дарю вам книжку со сказкой «Теремок». Но не забывайте, книги нельзя рвать и пачкать. До свидания, ребята.
Дети прощаются.
Воспитатель: Ребята, давайте новую книгу мы на поезде отвезем в нашу группу и поставим на книжную полку.
Дети снова «цепляют вагончики» к поезду и едут в свою группу, чтобы поставить новую книгу на полочку для книг.