Бакланова Инна Владимировна
воспитатель
МБДОУ ДС № 14 «Солнышко»
Старооскольского городского округа
КОТ УЧЁНЫЙ ВСЁ ХОДИТ ПО ЦЕПИ КРУГОМ
конспект интегрированной образовательной деятельности по художественному творчеству (лепка) в старшей группе
Цель:
- вспомнить прочитанные сказки А.С.Пушкина, познакомить с новым произведением, помочь запомнить общеупотребительные пушкинские строки наизусть.
- развивать интерес к творчеству русских писателей, желание услышать сказки Пушкина ещё раз.
- познакомить детей с приёмами лепки кота, совершенствовать технику лепки, воспитывать любовь к животным.
Задачи:
Образовательные: учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, передавать форму и пропорциональное соотношение частей.
Развивающие: развивать творческое воображение.
Воспитательные: воспитывать усидчивость, интерес к занятию лепкой.
Оборудование, материалы: пластилин, доска для лепки, стека; салфетки бумажные и влажные, иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина, портрет писателя, коробка большая, ларец, поделка дуба с цепью, заранее вылепленный кот учёный для демонстрации.
Методические приёмы: отгадывание загадок, беседа, самостоятельная деятельность детей, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, подведение итогов.
Предварительная работа: чтение сказок А.С. Пушкина, рассматривание иллюстраций, раскатывание из пластилина столбиков.
Ход образовательной деятельности:
- Организационная часть
Скук в дверь. Заходит работник детского сада (дворник). Здравствуйте ребята. Представляете, я сейчас идя по коридору и у вашей двери в группу обнаружил вот эту красивую коробку и вот этот конверт. (показывает). На конверте указан адрес нашего детского сада и номер вашей группы. (передает коробку воспитателю и уходит)
Воспитатель: (воспитатель достает из конверта портрет писателя А.С. Пушкина и показывает детям). Дети, а вы знаете, кто это?
(Ответы детей)
Правильно, А. С. Пушкин — русский поэт, он родился в Москве в 1799 году.
Воспитатель: – Ребята, когда Александр Сергеевич Пушкин был таким же маленьким как вы, у него была замечательная няня, которую звали Арина Родионовна. Она рассказывала маленькому Александру Сергеевичу Пушкину сказки, пела песни долгими зимними вечерами, а когда Александр Сергеевич Пушкин вырос, он записал сказки своей няни в стихах.
Воспитатель: (открывает коробку, достает оттуда ларец и бумажный свиток. Разворачивает свиток и читает что в нем написано).
«Если вы удачно разгадаете и правильно назовете из какой сказки строки, то сможете открыть волшебный ларец с сюрпризом».
Воспитатель зачитывает детям отрывки из произведений А. С. Пушкина и просит отгадать, из каких они сказок.
«Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Показ иллюстрации к сказке)
Посади ты эту, птицу, –
Молвил он царю, – на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой.
(«Сказка о золотом петушке» Показ иллюстрации к сказке)
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда.
(«Сказка о попе и работнике его Балде» Показ иллюстрации к сказке)
Вот пошёл он к синему морю;
Видит – море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка и спросила;
«Чего тебе надобно, старче?»
(«Сказка о рыбаке и рыбке» Показ иллюстрации к сказке)
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого:
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
(«Сказка о царе Салтане» Показ иллюстрации к сказке)
Звучит музыкальная заставка «В гостях у сказки»
Воспитатель: – Ребята, мы справились с заданиями. Теперь ларец можно открыть. (Открывает и достает поделку дуба с золотой цепью)
Ребята, это же Дуб из Лукоморья. Поэт придумал волшебное место, где живут волшебные сказочные существа и назвал его Лукоморье. Я хочу вас познакомить с отрывком из поэмы «Руслан и Людмила», который называется «У лукоморья дуб зеленый». (Воспитатель зачитывает фрагмент).
Воспитатель: – Посмотрите, ребята, какой могучий дуб с золотой цепью у нас уже есть, я предлагаю вам слепить учёного кота, который будет ходить по цепи и рассказывать сказки.
Но сначала я предлагаю вам немножко поиграть
Физкультминутка
Ветер по морю гуляет, (Руки поднять через стороны вверх).
И кораблик подгоняет (Помахать руками)
Он бежит себе в волнах (Сцепить пальцы в замок)
На раздутых парусах (Сцепленные руки поднять вверх)
Мимо острова крутого (Пальцы расцепить, сесть на корточки)
Мимо города большого (Встать на носочки)
Пушки с пристани палят (Хлопать)
Кораблю пристать велят (Топать)
- Практическая часть.
Воспитатель: Присаживайтесь, пожалуйста. (Дети садятся за столы, на которых уже приготовлены пластилин, доска для лепки, стек, салфетки)
Воспитатель показывает готового кота.
– Посмотрите, на моего кота. Сейчас мы будем лепить такого же.
Воспитатель: – С чего мы начнем лепить котенка? (Ответы детей). Делим пластилин на 3 куска.
– Посмотрите, все ли части одинакового размера? (Нет)
Из самого большого куска что мы с вами будем лепить? (Туловище).
Из среднего куска лепим голову, из самого маленького – лепим лапы.
Сначала лепим туловище.
На что похоже туловище котенка? Да, на овал. (Лепим туловище). А теперь давайте лепить голову. Какая голова у котенка? Круглая. А теперь, давайте соединим голову и туловище. Маленький кусок делим на 4 одинаковые части и лепим лапки. Прикрепляем лапки к туловищу.
Чего не хватает? Правильно, ушей и хвостика. Ушки мы вытягиваем из пластилина. Лепим хвост в виде колбаски, присоединяем к туловищу.
Пальчиковая гимнастика
Весёлый человечек.
Я – веселый человечек,
Я гуляю и пою.
Я – веселый человечек,
Очень я играть люблю. (Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу).
Разотру ладошки сильно, (Растирают ладон)и.
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну. (Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги).
Руки я затем помою, (Потирают ладони).
Пальчик к пальчику сложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу. (Складывают пальцы в замок).
Дети под тихое, спокойное музыкальное сопровождение приступают к самостоятельной работе.
III. Заключительная часть.
Воспитатель: Молодцы! Замечательные коты получились у вас. Посмотрите, какие они все разные: веселые, хитрые, озорные, сердитые, забавные.
Из чего же вы слепили таких красивых котов? (из пластилина).
Расскажите, как вы их делали (дети рассказывают, делятся впечатлениями)
Молодцы! Какие замечательные коты учёные у нас получились!
И мы поместим наших котов на золотую цепь, к нашему могучему дубу.