Средства адаптивной физической культуры как фактор формирования произвольного поведения у детей с РАС

Дурнева Наталья Михайловна
Зуйкова Галина Владимировна
воспитатели
МБДОУ ДС № 42 «Малинка»
г. Старый Оскол

 

Материалы Регионального научно-практического семинара «Использование прикладного анализа поведения в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра»

            АУТИЗМ уже на протяжении семидесяти лет является медико-педагогической проблемой, эффективных методик, как педагогической, так и медицинской коррекции до настоящего времени так и не было создано.

           Отмечалась огромная роль адаптивной физической культуры в психолого-педагогической коррекции этих детей. Но адекватного психофизиологического обоснования применения средств физической культуры у детей с расстройствами аутистического спектра до сих пор нет.        Нет научно обоснованных методик преподавания, методик оценки развития и сформированности двигательных навыков.

         До сих пор не ясно, включать ли в оценку того или иного двигательного навыка, уровень осознанного его применения. Одной из причин создавшегося положения является то, что детский аутизм – это не нарушение, не задержка, а искажение психического развития: нарушается система смыслов, поддерживающих активность ребенка, направляющих и организующих его отношения с миром. И это искажение у каждого ребёнка, в зависимости от органического повреждения мозга, сугубо индивидуально. Трудно подобрать двух одинаковых детей, соответственно, сложно организовать выборку для проведения исследования.

          Тем не менее, в научной литературе достаточно данных для рассмотрения психофизиологических аспектов применения средств адаптивной физической культуры при аутизме у детей.

материалы в печатный сборник 

           Адаптивная физическая культура — область общей физической культуры. Главная цель адаптивной физической культуры- максимальное развитие жизнеспособности ребенка, который имеет устойчивые отклонения здоровья. Их развития для того, чтобы ребенок мог состояться как индивидуально и социально значимый субъект.

          Средствами адаптивной физической культуры являются физические упражнения, природные и гигиенические факторы. Главную роль занимают физические упражнения, благодаря которым педагог производит направленное воздействие на ребёнка с расстройствами аутистического спектра, решает вместе с ним развивающие, коррекционные, воспитательные, оздоровительные и профилактические задачи.

          Основной проблемой при обучении этих детей является слабая, или отсутствующая совсем, произвольность действий. Они могут проявлять чудеса ловкости при непроизвольной двигательной активности, но просьба выполнить то или иное действие может привести к эмоциональному срыву.           Именно по этой причине дети с диагнозом аутизм в прошлом считались не обучаемыми.

         На сегодняшний день занятия адаптивной физической культурой у детей с аутизмом рекомендуется строить в следующих направлениях:

  1.  развитие имитационных способностей (умения подражать);
  2.  стимулирование к выполнению инструкций;
  3. формирование навыков произвольной организации движений (в пространстве собственного тела, во внешнем пространственном поле);
  4. воспитание коммуникативных функций и способности взаимодействовать в коллективе.

           В случае с низкофункциональным аутизмом, когда у ребёнка отсутствует понимание обращённой речи, все эти задачи вызывают большую сложность. В этом случае в процессе занятий отрабатываются базовые просьбы: «сядь», «встань», «возьми», «иди».

          При условии немногословного повторения ребёнок учится выделять ту или иную просьбу, понимать её, и связывает её с действием.

            Взаимодействие с ребёнком на занятии строится либо на эмоциональной ноте (играя), либо с использованием мотивационного стимула.     В первом случае игра с ребёнком постепенно перерастает в мотивационный стимул.

          Во втором, используют понравившуюся игрушку, предмет, батут и т.д. Во всех случаях у ребёнка формируется понимание причинно-следственной связи: сначала задание, потом, игра (или игрушка).

          Постепенно время использования мотивационного стимула сокращается. Остаётся только эмоционально насыщенное одобрение.

          Практика показывает, что занятия адаптивной физической культурой с помощью игры, воспринимаются детьми с расстройствами аутистического спектра эмоционально положительно.

         Люди всех возрастов с радостью вовлекаются в игры, потому что именно игра может удовлетворить потребности ребенка в эмоциях, досуге, общении и активной деятельности, а также является способом самовыражения.

         При выборе игр необходимо учитывать индивидуальные физические особенности, двигательные возможности, а также возраст ребенка.

         Доказано, что игровой процесс является не только развлечением, но и способом повышения телесно-двигательной активности, развития умственной деятельности и выражения эмоций.

         Ребенку нравится взаимодействие, как с преподавателем, так и с другими детьми, нравится добиваться успехов в обучении, к которому они прикладывают немало усилий.

          Благодаря организации постоянных занятий адаптивной физической культурой заметно улучшается психофизиологическое состояние детей с расстройствами аутистического спектра, а также, что не менее важно происходит приобщение их к необходимым им физическим упражнениям и способностью управлять своим психофизиологическим состоянием.

         Работа с этими детьми, это всегда поиск подходов и педагогических методов, нацеленных именно на этого ребёнка. Это делает работу преподавателя необычайно интересной, а радость маленьких побед приносит огромное удовольствие.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь