Познавательно-исследовательская деятельность (математика) в средней группе
Ковалева Ирина Викторовна
Белокопытова Светлана Алексеевна
воспитатели
МБДОУ ДС №10 «Светлячок»
Старооскольского городского округа
Задачи:
– Способствовать формированию умения устанавливать соответствие между числом и количеством предметов.
– Создать условия для закрепления умения ориентироваться в пространстве.
– Способствовать закреплению знаний о временах года и весенних месяцах.
– Создать условия для закрепления представлений детей о геометрических фигурах.
– Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
– Развивать мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, логическое мышление.
– Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение действовать сообща.
– Воспитывать желание помогать героям сказки.
Оборудование: Мольберты с изображением сказочных героев из сказки «Дюймовочка»,письмо от Дюймовочки, аудиозаписи: «Голоса Жабы, Жука, Мыши, Крота, Ласточки», ватман с изображением Жабы и предметами вокруг нее, карточки с предметами и цифрами, карточки с цифрами, карточки- схемы с изображением геометрических фигур, блоки Дьенеша, пронумерованные пазлы с изображением сказки «Дюймовочка»
Ход НОД:
- Вовлечение в образовательную деятельность
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, к нам пришло письмо. Послушайте, я прочитаю вам, что здесь написано:
«Здравствуйте, дорогие ребята! У меня случилась беда! Я потеряла всех друзей из моей сказки! Очень прошу вас помочь мне».
Воспитатель: Вот это да! Ребята, с каким-то сказочным персонажем случилась беда. Что же нам делать?
Дети: Нужно помочь найти этих героев, и они все вернутся в свою сказку.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам превратиться «спасателей» и отправится в сказочный лес, чтобы найти героев сказки.
Ой, ребята, я растерялась и не знаю, в какую сторону нам идти.
Как вы думаете, в какую сторону мы с вами пойдем (налево или направо)?
Выбор детей.
Воспитатель: Ребята, напоминаю вам, в лесу нужно вести себя тихо, друг от друга не отставать, иначе и мы с вами потеряемся, как и герои сказки.
Отправляясь в сторону, которую предложили дети, воспитатель шагает с детьми по кругу и читает стихотворение:
Здравствуй, лес, дремучий лес
Полон сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре.
- Игра «Кто где спрятался»
Воспитатель: Ой, ребята, кто это?
Дети: Это – Жаба.
Звукозапись жабы: «Здравствуйте ребята, для того чтобы я вернулась в сказку, надо сыграть в игру «Кто где спрятался».
Воспитатель: Хорошо жаба, мы с ребятами очень постараемся тебе помочь. Ребята мы должны определить, где находятся предметы относительно жабы?
Максим, как ты считаешь, где находится солнышко?
Максим: Солнышко находится над жабой.
Воспитатель: Эвелина, как ты думаешь, где находится пенек относительно этой жабы?
Оля: Пенек находится справа от жабы.
Воспитатель: Вика, как ты считаешь, где летает пчелка относительно этой жабы?
Вика: Пчелка летает слева от жабы.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Арсений, а как ты считаешь, где расположены эти чудесные кувшинки относительно жабы?
Арсений: Кувшинки расположены под жабой!
Воспитатель: Друзья, мы помогли жабе найти все предметы, и теперь она сможет вернуться в свою сказку.
- Дидактическое упражнение «Сосчитай предметы и найди цифры»
Воспитатель: А мы продолжим путешествие по сказочному лесу.
Для того, чтобы мы попали на другую полянку, нам нужно сказать: «Раз, два, три, повернись, на полянке очутись! »
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кого мы встретили на этой полянке?
Дети: Мы встретили Жука.
Звукозапись жука: «Здравствуйте ребята! Для того чтобы я попал в свою сказку, надо сосчитать предметы и соединить с соответствующей цифрой».
Воспитатель: Хорошо жук, мы с ребятами постараемся помочь тебе.
А для того, чтобы помочь жуку, мы с вами должны сесть за столы и поработать с карточками.
Дети проходят, садятся за столы. На столах карточки «Соедини цифры с количеством предметов»
Воспитатель: Ребята, мы с вами помогли жуку и можем продолжить наше путешествие. Нас ждут сказочные герои на полянках этого сказочного леса, а для того, чтобы нам туда попасть, нужно сказать: «Раз, два, три, повернись, на полянке очутись! »
- Игра «Назови соседей числа»
Воспитатель: Ребята, кто встречает нас на этой полянке?
Дети: На этой полянке нас встречает Мышь.
Звукозапись мыши: «Здравствуйте ребята, для того чтобы я опять вернулась в свою сказку, предлагаю поиграть в математическую игру «Назови соседей числа».
Воспитатель: Хорошо, полевая мышь, мы с ребятами постараемся и тебе помочь. Ребята, я буду называть число, а вы должны быстро называть его соседей.
Воспитатель: Стас, как ты думаешь какие соседи у числа 2?
Стас: 1,3
Воспитатель: Настя, как ты думаешь, какие соседи у числа 4?
Настя: 3,5.
Воспитатель: Вова, как ты считаешь, какие соседи у числа 3?
Вова: 2,4.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы помогли мышке вернуться в свою сказку! Отправляемся дальше.
«Раз, два, три, повернись, на полянке очутись!»
- Игра «Рассели жильцов».
Воспитатель: Ребята, а кто ждет нас на этой полянке?
Дети: На этой полянке нас ждет Крот.
Звукозапись Крота: «Здравствуйте ребята, для того чтобы мне вернутся в свою сказку, помогите расселить геометрические фигуры в свои домики».
Воспитатель: Крот, мы очень постараемся с ребятами помочь тебе.
Воспитатель: Предлагаю вам, ребята, присесть за столы. Перед вами лежат карточки-схемы с заданием и блоки Дьенеша, вам необходимо расселить геометрические фигуры в свои домики. А теперь, давайте, проверим, как вы справились с заданием.
Воспитатель: Молодцы ребята! Отправляемся дальше. Не забывайте про волшебные слова:
«Раз, два, три, повернись, на полянке очутись!»
- Игра «Времена года»
Воспитатель: Ребята, а кто это перед нами?
Дети: Перед нами Ласточка.
Звукозапись Ласточки: «Здравствуйте ребята, для того чтобы мне вернуться в свою сказку, надо назвать все времена года».
Воспитатель: Саша, какие времена года ты знаешь?
Саша: Зима, Весна, Лето, Осень.
Воспитатель: Даниил, сколько всего времен года?
Даниил: 4 времени года.
Воспитатель: Ребята, а какое сейчас время года?
Дети: Весна.
Воспитатель: Ваня, сколько месяцев у весны?
Ваня: У весны 3 месяца.
Воспитатель: Полина, как называются эти весенние месяцы?
Полина: Весенние месяцы называются Март, Апрель, Май.
Воспитатель: Отправляемся в путь-дорогу. Не забудьте произнести волшебные слова.
«Раз, два, три, повернись, на полянке очутись!»
- «Собери картинку»
Воспитатель: Ребята, каких героев мы сегодня повстречали?
Ответы детей: Жабу, Жука, Мышь, Крота, Ласточку.
Воспитатель: А вы не догадались что это за сказка?
Ответы детей.
Воспитатель: Чтобы проверить наши предположения, давайте соберем картинку из пазлов.
Звучит музыка дети все вместе собирают пазлы!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто на картинке?
Дети: Дюймовочка.
Воспитатель: Правильно, ребята, «Дюймовочка». Мы сегодня с вами совершили доброе дело и вернули в сказку Дюймовочку и всех героев этой сказки!
Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого – то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому-то, поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.