Попова Елена Николаевна
воспитатель
МБДОУ «Городищенский ДС
«Аленький цветочек»
Старооскольского городского округа
Конспект интегрированной НОД по ФЭМП в средней группе
Цель: закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры – путешествия.
Задачи:
- продолжать формирование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация);
- формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, размер;
- умение выделять и объяснять признаки сходства и различия предметов;
- закрепить навыки счёта в пределах 5, обозначая количество предметов соответствующей цифрой;
- закрепить умение сравнивать и уравнивать множества на основе счета;
- закрепить полученные знания о зиме;
- развивать связную речь, внимание, память, мышление, мелкую моторику;
- воспитывать интерес к математике;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, любознательность, взаимопомощь.
Используемый материал: большой плакат с изображением заснеженной дорожки (рис. 1), клей, кисти, песок; вырезанные из бумаги «камешки» с цифрами от 1 до 5; геометрические фигуры
(5 кругов различного размера, 2 треугольника разного размера, 2 прямоугольника) – на каждого ребенка; заготовка с изображением деревьев по форме геометрических фигур (рис. 2) на каждого ребенка; заготовки с изображением снежинок (рис. 3) на каждого ребенка, гуашь; пары одинаковых варежек; мешочек с угощеньями, лыжи, ледянки.
Ход НОД:
- Организационный момент.
Педагог: Выглядывает в окно
– Ай да зимушка – зима
Как украсила дома!
О, это кто там катается на санках?
(Дети наблюдают за тем, как дети во дворе катаются на санках.)
Воспитатель, отходя от окна
-А я очень люблю кататься на лыжах. А вы?
Ответы детей (рассуждение кто, что любит)
Педагог: Любят зиму, ребятишки?
Дети – Да!
Педагог – И девчонки? И мальчишки?
Дети – Да!
У нас в сарае, лежал какой – то инвентарь для зимних забав, а что я не помню. Может нам отправится и поглядеть?
Ответы детей
- Основная часть
Педагог: Если вы готовы, то представим, что мы одеваемся на улицу. А то там холодно, зима наступила.
Игра на расслабление и напряжение мышц тела.
Как на улице холодно (дети сжимаются, обхватив себя руками).
А если одеться – тепло (дети стоят в расслабленном состоянии)
Дети и воспитатель имитируют одевание одежды
Педагог: Ну что, вы готовы идти за спортивным инвентарем?
Ответы детей.
Тогда отправляемся в путь.
Вы знаете, что зимой бывает очень скользко. Что бы нам не подскользнуться, надо посыпать дорожку песком.
Ручной труд «Посыпь песком скользкую дорожку»
– Зимой нужно быть очень осторожным, ведь на улице может быть скользкий лёд. Вот эта дорожка очень скользкая, потому что покрыта льдом. Чтобы не подскользнуться и не упасть на лёд, его присыпают сверху песком. Намажьте дорожку клеем и посыпьте сверху песком. Теперь дорожка не будут скользкая.
Рис.1
Педагог: Ребята, перед нами сугробы. Что бы их пройти, нужно идти по кочкам – цифрам, по порядку. Кто первый? (Дети переходят по материалу белого цвета, выложенному на полу. По всей длине «сугроба» расположены в шахматном порядке «камешки» с цифрами. По очереди, считая количественным или порядковым счетом до 5.
На полпути к сараю детям попадаются 3 снеговика (состоящие из геометрических фигур: 5 кругов различного размера, 2 треугольника разного размера, 2 прямоугольника.
Педагог. Ребята, смотрите, кто-то слепил снеговиков. А я тоже знаю такую зимнюю забаву. А вы?
Ответы детей
Педагог. Вот бы нам тоже слепить.
Игра «Собери снеговика»
Дети садятся за столы и собирают из геометрических фигур снеговиков. Затем считаем геометрические фигуры, используемые при составлении снеговиков, закрепляем коротко их название.
Педагог: Ребята, я предлагаю немного отдохнуть.
Музыкально-ритмическое упражнение: «Вот так холод, вот мороз»
Дети выполняют движения под музыку соответственно тексту песни.
Педагог: Ну что отдохнули немножко, идем дальше.
Все засыпал снег. И деревья, и кустарники.
Дидактическая игра «Все засыпал снег»
– Покажите дерево, похожее на круг (треугольник, овал). Наложите на дерево нужные фигуры.
Рис. 2
Педагог: А из чего состоит снег? (из снежинок)
Снежинки красивые и все разные. Давайте нарисуем свои снежинки.
рис.3
Пальчиковое рисование «Снежинки»
Дети оставляют отпечаток подушечки пальца в центре каждой снежинки.
Педагог: Ребята, мы с вами играли со снегом и у нас замерзли ручки. Нудно надеть варежки.
Дидактическая игра «Подбери варежки по цвету»
– Играть со снегом нужно в варежках, иначе наши ручки быстро замерзнут. Подберите пару своей варежке (дети подбирают пару варежек по цвету)
Педагог: Вот мы и пришли. Доставайте инвентарь для зимних развлечений, ставьте на дорожку. Дети достают лыжи, ледянки. Давайте посчитаем:
Сколько ледянок? (5) А сколько всего пар лыж (4)
Какого зимнего инвентаря меньше?
(лыж)
На сколько пар лыж меньше, чем ледянок? (на 1)
– Как сделать так, чтобы ледянок и лыж стало поровну?
Обсуждаем два способа уравнивания предметов, путем добавления или убавления одного предмета. Во время обсуждения приходим к выводу: найти еще одну пару лыж (добавляем)
– По сколько стало лыж и ледянок?
– Всем ли деткам теперь хватило, все ли смогут покататься?
Ответы детей
Физминутка
Мы зимой в снежки играем, мы играем. (имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем. (шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим, мы бежим (пружинистые движения на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
И снегурочку мы лепим. (соответствующие движения)
Гостью-зиму мы все любим. (развести руки в поклоне и поставить на пояс)
3.Рефлексия.
Педагог: Вы довольны, что мы, наконец, добрались до сарая и нашли инвентарь для зимних забав.
А сколько нам пришлось преодолеть преград на своём пути, прежде чем добиться результата.
- Подведение итогов.
– Молодцы, ребята, вы сегодня справились со всеми заданиями проказницы Зимы.
– Что вам понравилось больше всего?
-За ваши старания вам подарки.
Вот награда от меня,
За хорошее старанье,
Ловкость и уменье,
Получите целый мешок угощенья.
– А когда мы пойдем на прогулку, то обязательно будем кататься на лыжах и ледянках.