Создание условий для развития гендерной индивидуальности ребенка с РАС

Материал представлен для участия во Всероссийских педагогических чтениях «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

Башманова Любовь Петровна
учитель-логопед
Брюханова Ирина Ивановна
воспитатель
Клейменова Вера Владимировна
учитель-дефектолог
МБДОУ ДС № 41
Старооскольского городского округа

Проблема гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка, так как это био-социокультурные характеристики. Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жёстких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимания, взаимодополняемости.

 «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

В свете требований ФГОС гендерный подход рассматривается как создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и индивидуальных интересов, а значит и гендерных, особенностей.
Период дошкольного возраста является крайне важным для становления гендерной идентичности ребенка, которая формируется после его рождения. Уже в роддоме применительно к новорожденному формируются гендерно-социальные стереотипы: мальчиков пеленают в синие конверты, девочек – в розовые и пр. Таким образом становление гендерной идентичности началось и будет формироваться фактически до конца жизни.

Социализация непосредственно связана с гендером. Детей воспитывают как «мальчиков» или «девочек», начиная от одежды и заканчивая поведенческими паттернами. С возрастом этот процесс усложняется. Примерно в два года ребенок уже может осознать свой пол (знать о том мальчик он или девочка), но не может назвать характеристик данного пола.

У ребенка с расстройством аутистического спектра данный процесс не происходит в этом возрасте, т.к. имеются нарушения представления о собственном теле и наблюдаются проблемы в понимании обращенной речи, через которую ребенку транслируются гендерные установки от окружения. Дети с аутизмом не общаются, как другие дети. Они нуждаются в обучении стратегиям общения.

Значение периода дошкольного детства неоценимо в целом для развития личности человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в этом возрасте. Половая идентификация ребенка происходит уже к трем-четырем годам, то есть к концу раннего возраста ребенок усваивает свою половую принадлежность, хотя еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ребенок подражает всему: и формам поведения, которые являются полезными для окружающих, и стереотипам поведения взрослых, являющимися вредными социальными привычками.

Рекламное сообщение  

Одна из главных проблем, характеризующих детей с аутизмом — это недостаток способности к подражанию и интереса для вовлечения в игровую деятельность. Они, в большинстве случаев, демонстрируют отсутствие интереса во взаимодействии и игре с другими детьми.

Роль взрослого состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками с расстройством аутистического спектра весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных ее элементов с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

Ориентация ребенка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольном учреждении, в котором он проводит большую часть времени. Ребенок еще и не использует эти символы «мужественности» в своей практике, но уже начинает вносить их в сюжет игры. Игра – один из самых любимых видов деятельности детей с РАС, которая решает сразу несколько задач: дарит положительные эмоции и возможность общения с окружающими взрослыми и детьми, повышает жизненный тонус благодаря позитивным ощущениям, которые доставляют ребенку движения, способствует проявлению познавательной активности и формирует навыки, и гендерную социализацию в общении с окружающими.

Для более успешного решения проблемы необходима организация системной и научно обоснованной поддержки гендерной идентичности в семье.

Возникает противоречие между необходимостью использования дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, и современной системой воспитания, которая не отводит места социализации мальчиков и девочек. Возрождая равноправие и «равно» – ответственность мужского и женского воспитания в семье, родители упускают непосредственную возможность развивать и укреплять личностные качества каждого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей. Решение этой задачи в современных условиях может взять на себя дошкольное учреждение. Разработка и реализация модели взаимодействия семьи и детского сада, должна решить проблему активного вовлечения семьи в воспитательный процесс. Создание модели должно способствовать возрождению мужского и женского воспитания в семье, распределение равных обязанностей и ответственности родителей в развитии своего ребенка. Для того чтобы девочки и мальчики в будущем были счастливыми женами и мужьями, у тех и других надо формировать множество «общих», т.е. свойственных обоим полам, нравственных качеств.

Совместная игровая деятельность – наиболее эффективный путь для развития социального взаимодействия и гендерной социализации детей с аутизмом.
Планирование работы по вовлечению девочек и мальчиков в совместную игровую деятельность.

Тема: 1. «Семья»
• Вариативность игровых действий – Прием гостей
Приемы вовлечения девочек и мальчиков в игровую деятельность: скоро должны прийти гости. Но вот беда-то, папа ушел на работу, кто же поможет перенести стол и стулья из кухни в комнату (или наоборот)? Может быть соседи? Предложить мальчикам исполнить роль соседей по дому и помочь девочке-хозяйке расставить необходимую мебель.

• Вариативность игровых действий – День рождение куклы
Приемы вовлечения девочек и мальчиков в игровую деятельность: у куклы день рождения. А какой же праздник без торта? Надо обратиться к повару-кулинару. Мальчики, кто хочет быть поваром, чтобы испечь для куклы торт? Но на торт же нужны свечки! Кто-то съездит на машине в магазин за свечками?

• Вариативность игровых действий- Кукла заболела. Вызов скорой помощи.
Приемы вовлечения девочек и мальчиков в игровую деятельность: Кукла-дочка заболела. С ней дома один остался только папа. Ему нужна помощь. Девочки, подскажите, что делать? Девочка предлагает вызвать скорую помощь. Мальчики постройте скорее машину скорой помощи, а то врачу не на чем приехать к больной кукле. Приезжает скорая помощь с водителем-мальчиком и врачом-девочкой.

• Вариативность игровых действий – Семья переезжает в новую квартиру. Новоселье
Приемы вовлечения девочек и мальчиков в игровую деятельность: В группе перестановка после дневного сна. Ребята, посмотрите, нам построили новую квартиру. Надо переезжать и перевозить вещи. А вещи-то все тяжелые. Нам нужна грузовая машины. Мальчики, может быть, не все еще выехали из гаража? Есть ли свободный водитель грузовика и грузчики? На новоселье приглашаются все участники переезда.
• Вариативность игровых действий- Поездка на автобусе
Приемы вовлечения девочек и мальчиков в игровую деятельность: Девочка-хозяйка решила сварить грибной суп. А грибов не оказалось. Где можно взять грибы для супа? (в магазине, в лесу). Давайте отправимся в лес за грибами. Для этого нам нужен автобус. Построим? Чтобы сесть в автобус нужно купить билет. Девочки, кто хочет стать билетным кассиром (кондуктором) и продавать билеты? А еще нам нужен внимательный, сильный, ответственный водитель для автобуса. Водителя среди мальчиков можно выбрать считалкой. В путь!

• Вариативность игровых действий- Непредвиденная дорожная ситуация
Приемы вовлечения девочек и мальчиков в игровую деятельность: на построенном автобусе девочки вместе с куклами «детьми» отправляются по магазинам. Вдруг спускает колесо. Водитель обращается к пассажирам за помощью. Нужен телефон, чтобы вызвать аварийную машину. Мальчикам предлагают организовать спасательную бригаду, чтобы подкачать колесо или его заменить.

2.«Магазин»
• Вариативность игровых действий – Магазин открывается
Приемы вовлечения девочек и мальчиков в игровую деятельность: Путешествие на автобусе (машине) было длительным. Пассажиры проголодались. Пассажир-воспитатель просит водителя остановить автобус возле ближайшего магазина. Остальных детей воспитатель просит организовать магазин овощей, магазин сладостей, магазин соков.

• Вариативность игровых действий – Купим одежду кукле
Приемы вовлечения девочек и мальчиков в игровую деятельность: Девочка-мама идет в магазин, чтобы выбрать одежду для куклы-дочки. Магазин огромный, одежды много, поэтому весь товар должен охраняться. Роли охранников можно предложить мальчикам.

3. «Автомастерская»
• Вариативность игровых действий -Перерыв на обед
Приемы вовлечения девочек и мальчиков в игровую деятельность: Мальчики-«слесаря» очень долго работали. Воспитатель, обращаясь к девочкам: «Девочки, пора наших мальчиков накормить». Давайте приготовим им обед. Мальчики-«водители» привезите девочкам овощи, фрукты и т. д.

4. «Парикмахерская»
• Вариативность игровых действий -Новые прически
Приемы вовлечения девочек и мальчиков в игровую деятельность: Воспитатель приходит с новой прической и обращает на это внимание детей. Предлагает поиграть в парикмахерскую, в которой девочки будут парикмахерами, а мальчики – клиентами. Затем дети меняются ролями, ведь мальчики тоже могут быть хорошими парикмахерами.

• Вариативность игровых действий -Причешем куклу
Приемы вовлечения девочек и мальчиков в игровую деятельность: Воспитатель обращается к сначала к девочкам, а потом к мальчикам: «Девочки, мне кажется, что вашим куколкам пора сходить в парикмахерскую. Что-то у них волосики спутались, да и челку надо подстричь. Мальчики открывайте скорее парикмахерские. К вам уже выстраиваются очереди. Нужно куклам головы помыть, причесать»

Грамотно организованная игровая деятельность и предметно-развивающее пространство, обусловленное дифференцированным подходом, непроизвольно формирует у детей тонкости общения, жизненные стили природосообразного статуса психического поведения, адекватного своему полу.
«Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить!» (В. Д. Еремеевой нейрофизиолог, нейропсихолог)

 

Литература

1. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм, 2001. – 320 с.
2. Введение в гендерные исследования: Учебное пособие / Под ред. И.В. Костиковой. − М.: Изд-во МГУ, 2000. − С. 201–215.
3. Евтушенко И. Н. Условия гендерной социализации детей дошкольного возраста // Начальная школа: плюс до и после. – 2007. − No 5. – С. 64-67.
4. Ligai D.A. Theoretical aspects of the formation of gender identity in preschool children with autism spectrum disorder // The scientific heritage, No 35 (2019), P.2 (Budapest, Hungary), p. 43-45

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь