Родительское собрание в детском саду на тему гендерного воспитания

Материал представлен для участия во Всероссийских педагогических чтениях «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

0
990

Волкова Оксана Викторовна
Зиньковская Ольга Михайловна
Голубова Светлана Владимировна
воспитатели
МБДОУ ДС № 41 «Семицветик»
г. Старый Оскол

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.

 «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

Все это позволило нам сделать вывод о необходимости создания в ДОУ условий для гендерной социализации старших дошкольников. Мы уверены: социальное осознанное воспитание необходимо начинать с детского сада, с момента, когда ребенок начинает различать пол. Сложность такой работы заключается в том, что и педагоги испытывают недостаточность теоретических знаний об особенностях физиологических функций и психологических процессов мальчиков и девочек. Изучение гендерной психологии не входило в программу подготовки педагогов, поэтому женщины-воспитатели испытывают трудности при взаимодействии с мальчиками.

На начальном этапе нашей главной целью было заинтересовать членов педагогического коллектива данной работой и предоставить возможность для творческого отношения к воспитанию мальчиков и девочек. Под руководством старшего воспитателя педагоги подбирали и анализировали материал по данной теме. В методическом кабинете материал систематизировался по разделам:

  • теоретический материал для семинаров и консультаций с педагогами;
  • консультативный материал для родителей;
  • организация предметно- развивающей среды;
  • практический материал по организации и проведению занятий с детьми с учетом особенностей пола.

В течение учебного года данная тема рассматривалась на педсовете, воспитатель по обучению физической культуре провела консультацию «Дифференцированный подход к физическому воспитанию детей дошкольного возраста», психологом ДОУ был проведен семинар-практикум для педагогов «Гендерный подход в воспитании и обучении дошкольников». На базе нашего МДОУ был проведен семинар «Роль детского сада в гендерном воспитании детей дошкольного возраста», в котором приняли участие руководители и психологи дошкольных учреждений, родители воспитанников, учителя начальной школы, врач Центра медпрофилактики.

С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек в «Уголках для родителей» оформлялась наглядная информация, работал детско-родительский клуб «Дорога радости», на родительских собраниях производился обмен опытом по воспитанию детей, проводилось индивидуальное психологическое консультирование. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс способствовало повышению результативности деятельности педагогов. В гостях у детей побывали родители-представители различных профессий: швея, повар, плотник, тренер спортивной школы; совместно с родителями дети изготавливали дома атрибуты к сюжетно-ролевым играм; была организована «Неделя добрых дел в семье». В каждой группе оформлены фотоальбомы «Мама с дочкой, папа с сыном — вместе смотримся красиво!», «Лучшая в мире семья — моя!», «Моя дружная семейка», в конце учебного года был проведен конкурс «Руки папы, ручки мамы и мои ручонки», посвященный Году семьи. Совместно с родителями проводятся культурно-досуговые мероприятия: «День влюбленных», «Шоу всемогущих пап», «Бенефис девочек», «Рыцарский турнир», «День матери», конкурс семейных талантов «Минутка славы», спортивные праздники.

материалы в печатный сборник 

Познавательная деятельность направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре, обычаях и традициях народного воспитания. Мы считаем, что накопленная народом педагогическая мудрость, которая содержится в сказках, играх, пословицах, традициях и обрядах способствует овладению ребенком ценностями и способами полоролевого поведения. С этой целью дети знакомились с русскими и татарскими народными играми, заучивались пословицы и поговорки о женских и мужских качествах, семье, труде; проводились беседы на темы: «Обязанности детей в крестьянской семье», «Семейные традиции и обычаи татарского народа», «Как трудились и отдыхали в старину», «Как росли мои родители?» и др.

Гендерный подход находит свое отражение в нашем детском саду и при воспитании культурно-гигиенических навыков. В старших группах на дверях туалетной комнаты имеются таблички с условными знаками, которые позволяют определить, кому в данный момент можно войти: мальчикам или девочкам.

Наша работа по созданию в детском саду условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты. Повысился уровень психолого-педагогической компетентности воспитателей и вырос их творческий потенциал. Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола. Повторная диагностика воспитанников показала, что расширился кругозор детей, увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки — доброжелательными по отношению к мальчикам. Наработанный опыт педагогического коллектива будет углубляться и совершенствоваться в дальнейшем.

Разнополое воспитание в детском саду

Процесс гендерного самопознания начинается ближе к 4 годам. Начиная с 3,5 лет и до 5 лет атрибуты, относящиеся к полу ребёнка, имеют очень большое значение. Читая ребёнку сказки нужно учитывать эту гендерную потребность.  Дети начинают отождествлять себя с персонажами своего пола. Разнополое воспитание в детском саду обязано учитывать процесс гендерного самопознания  ребёнка. Мальчик или девочка ищет в сказке фигуры достойные идентификации.

Игры по гендерному воспитанию. Девочка перестала быть единственным ребёнком в семье и страдает. Ревность одолевает её несмотря на все подготовительные увещевания и умилительные рассказы про узи и беременность, о похожести на пупса, о преимуществах старшей сестры, о том, что любите её тоже… Почитайте девочке сказку «Гуси-лебеди» и её возможности сопереживать ревности дочери вас поразят.

Иногда дети интерпретируют сказку на свой лад, соотносят свою жизнь и сюжет сказки, ставят главный акцент на незначительном итд. Попробуйте разобраться в чём дело, но даже если малыш проводит очевидную параллель с сюжетом и конфликтом в саду, то не спешите это подчёркивать. В 4 года у ребёнка конкретное мышление и ему понятны будут лишь созвучия переживаний персонажа и его собственных.

Терпеливо отвечайте на все вопросы, возникающие по ходу сказки. Следите за эмоциями, если сильно переживает, то предложите излить эмоции на бумагу, пусть рисует персонажей такими, как ему это требуется в данный момент. Не портите эффект сказкотерапии правильностью или неправильностью изображения.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь