Современные подходы к организации технического конструирования в младших группах детского сада

0
2044

Голобородько Анна Сергеевна
воспитатель
МБДОУ ДС № 4 «Василёк»
Старооскольского городского округа 

ПОСТОЯННО действующий Всероссийский заочный профессиональный практико-ориентированный конкурс для педагогов – 2023 год

 

НОМИНАЦИЯ  – «Развивающая среда в ДОУ»
РАЗДЕЛ – Презентации
НАЗВАНИЕ«Современные подходы к организации технического конструирования в младших группах детского сада»

 

В современном мире компьютеризации, информатизации и роботостроения требуются специалисты с техническим складом мышления, творческим подходом и изобретательскими способностями. В связи с этим Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает нас на создание условий для развития у детей инициативы, самостоятельности, творческого воображения, способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, стремления проявлять настойчивость в достижении результата деятельности.

Именно конструирование и робототехника естественным образом интегрируют основные линии развития ребёнка (познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, речевое и физическое, являются эффективной инновационной технологией для детского творчества и технического усовершенствования. Это практическая деятельность, направленная на получение заранее задуманного реального продукта, в соответствие с его функциональным назначением.

Рекламное сообщение     

В детском саду одной из самых любимых детских игрушек является конечно же конструктор.   Создание из отдельных элементов чего-то целого это не только увлекательное занятие, но и очень полезное!

Конструктор для детей развивает:

  • Пространственное мышление – ребенок познает пространственные соотношения элементов: право, лево, выше, ниже;
  • Конструктивные способности – осознание, каким образом создаются различные объекты;
  • Образное мышление: стиль мышления, который отвечает за создание определенного образа, создающегося в представлении ребенка;
  • Мелкую моторику, глазомер: работая с конструктором, ребенок, развивает мелкие мышцы руки, учится соизмерять мышечное усилие, тренирует глаз;
  • Творческие способности и воображение;
  • Интерес детей к режиссерской игре путем обыгрывания конструктивных построек и образов;
  • Умения работать в коллективе.

В педагогике различают три основных виды конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу.

Конструирование по образцу: есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение дома).

При конструировании по условиям образца нет: задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки – большим).

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких – либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша.

Но главное, конструирование позволяет ребенку из любых подручных средств творить свой собственный неповторимый мир. Дети очень любят создавать игровое пространство из того, что есть под рукой: мебели, диванных подушек, бумаги, а также разнообразного природного материала (веточек, камешков, шишек и т.п.). Широкие возможности предоставляют простые картонные коробки: из них можно сделать домик и для кукол, и для самого малыша.

  Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивном мышлении и развитии мелкой моторики, то теперь, в соответствии со Стандартом, предусмотрены новые современные подходы.

Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразование (комбинирование) пространственных представлений (образов), что способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений.

 Цель: развитие познавательных и творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности.

 Задачи:

  • создать необходимую, отвечающую возрастным возможностям, развивающую предметно-пространственную среду по техническому конструированию;
  • способствовать развитию у детей интереса к техническому конструированию, сформировать у дошкольников познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;
  • приобщить детей к миру технического и художественного изобретательства;
  • установить тесное взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников, вовлечь их в образовательный процесс по конструктивной деятельности.

 В дошкольных образовательных учреждениях и даже дома целесообразно организовать «Центры конструирования», которые должны иметь эстетический вид и удобство пользования. Центр необходимо систематически пополнять материалами, привлекая к этому детей и их родителей.

В нашем центре конструирования   имеются:

  • разнообразные игрушки: мягкие, резиновые, металлические, пластмассовые, изображающие людей, транспорт, животных, птиц. Детей нужно научить пользоваться этими игрушками при создании построек (соизмерять постройки с игрушками, обыгрывать готовые конструкции);
  • альбомы с рисунками, иллюстрациями, фотографиями наиболее знакомых детям сооружений;
  • конструкторы из разнообразного материала и размера.

В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда должна создаваться педагогами и родителями в детском саду и дома для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.

Для выполнения этой задачи развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

Содержательно – насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), игровое оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям;  возможность самовыражения детей.

Трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности.

Доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

Безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как, санитарно – эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

 На приобщение детей к миру технического и художественного изобретательства,  помимо создания центров конструирования, развивающей предметно-развивающей среды, влияет наличие современных видов конструкторов. В нашей группе мы используем:

  • магнитные
  • пластмасовые разной величины
  • мозаики
  • деревянные
  • плоскастные
  • лего-дупло

Приобщение детей к техническому конструированию  через использование разных видов конструкторов, делает образовательный процесс интересным и занимательным для детей, погружает в мир инженерных наук, что формирует необходимые умения, опыт деятельности, необходимый для дальнейшего обучения в школе и может повлиять на выбор будущей профессии инженера.

Для детей в младшем дошкольном возрасте основой обучения должна быть игра – в ее процессе малыши начинают подражать взрослым, пробовать свои силы, фантазировать, экспериментировать. В нашей группе создан «Центр конструирования», где размещены наборы Лего – Дупло, имеющие детали разнообразной формы, размера и цветов для конструирования по различным тематическим направлениям таким, как город, ферма, транспорт, семья, профессии. Это способствует усвоению ребенком образцов поведения, психологических установок, социальных норм, ценностей, знаний, умений, навыков, которые позволят в дальнейшем успешно социализироваться в обществе. Также одним из плюсов этих наборов является обилие пластмассовых человечков и животных, которые крепятся к пластине.

Применение конструктора Лего-Дупло является отличным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов детской деятельности. Конструирование находится в образовательной области «Познавательное развитие и интегрируется с другими областями «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие». Конструирование благотворно влияет на развитие речи детей: выстраивание монологической и диалогической речи, активизация активного и пассивного словаря.

Конструкторы Лего-Дупло на сегодняшний день незаменимы в нашей работе не только в процессе образовательной, но и в свободной деятельности детей. Игры с Лего – конструктором выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире.

Занятия с конструктором способствуют развитию ценностных качеств личности, таких как целеустремленность, аккуратность, организованность и ответственность. Конструктор станет верным помощником при подготовке детей к школе, развитии у них речи, памяти и самостоятельности.

Таким образом, техническое конструирование охватывает создание конструкции и подбор материала, из которого она реализуется в модель или объект. Фактически конечный результат есть не только создание модели, но и получение познания о конструкции. Иными словами: объект одновременно воспроизводится и познается.

 

 

 

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь