Попова Ольга Петровна
воспитатель
МБДОУ “Детский сад «Родничок»
г. Строитель Белгородская область
Материал опубликован в журнале “Мир дошколят” № 3 (14) МАРТ – 2023 г.
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования побуждает педагогов ДОУ к поиску современных, инновационных, интересных методов и технологий в работе с детьми, которые обеспечивают их комфортное пребывание в условиях ДОУ.
Исходя из этого актуальность данной статьи определяется недостаточной разработанностью проблематики процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада, социальным запросам, эффективных педагогических методов для оптимизации условий процесса адаптации.
Одна из таких технологий – это песочная терапия.
Песок – это универсальное средство для творчества и терапии, который оказывает развивающее действие на детей.
Использование песочной терапии в педагогической практике даёт комплексный образовательно-терапевтический эффект.
К. Д. Ушинский: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»
Таким образом, важная задача педагогов, помочь детям преодолеть стресс при поступлении в дошкольное учреждение и успешно адаптироваться к нему.
Цель работы – создание благоприятных условий к повышению адаптационных возможностей, снятию стрессового напряжения и сокращения сроков психофизической адаптации младших дошкольников посредством песочной терапии.
Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии (основатель направления – К.Г. Юнг) Это способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, посредством работы с песком.
Цель – достижения эффекта самоисцеления посредством спонтанного самовыражения.
Задачи:
- способствовать адаптации малышей к новым условиям, установление доверительных отношений между ребенком, педагогом и родителями;
- способствовать устойчивости эмоционально-положительного самочувствия и активности каждого ребёнка;
- способствовать развитию познавательной активности детей, развивать интерес к сотрудничеству, произвольность, способность к творческому самовыражению через участие в игровой и продуктивной деятельности;
- обеспечивать (создать) комфортные условия пребывания в ДОУ, что сократит период адаптации к условиям ДОУ;
Песочница представляет собой деревянный ящик. Его размеры: длина 70 см, ширина 50 см, глубина 8-10 см. Именно это пространство комфортно для восприятия глаз, т.е. весь «песочный мир» видно одним взглядом, не перемещая глаз.
Требования к песку для песочницы с детьми. Песок для детской песочницы должен быть сертифицированным. Его необходимо промыть, прокалить в духовке или прокварцевать. Эту процедуру делают не реже одного раза в 3-4 месяца. Желательно обновлять песок в песочнице один раз в год.
Мы знакомим ребёнка с правилами поведения в песочнице (в период адаптации правила короткие и четкие). т.к. часть песка обычно при игре высыпается из песочницы, нужно обратить внимание на этот факт.
- Береги песчинки, – не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок всыпался, покажи это взрослому, и он поможет вернуться им обратно домой. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
- Песчинки очень не любят, когда их берут в рот, или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
- Песочек любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком – помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.
Но существуют и противопоказания к использованию песочной терапии при наличии у ребенка
- Аллергии на пыль и мелкие частицы.
- Легочных заболевания.
- Кожных заболевания, а также порезов на руках.
Игрушки для песочной терапии.
- Совочки, ведерки, формы для песка, лопатки, грабли, воронки, сито, палочки
- Фигурки животных. Это могут быть дикие, домашние, животные
- Предметы домашнего обихода: детская посуда, домики, куклы, машинки.
- Сказочные персонажи добрые и злые.
- Бусинки, ракушки, камни(галька), шишки,
Все эти сокровища хранятся в центре экспериментирования, живут в своем домике
Методы, формы и приёмы, используемые в работе:
- Игра с сухим и мокрым песком, кинетическим, цветным песком
Остальные методы и приемы:
Наглядные:
наглядно-зрительные приемы (показ техники выполнения задания, использование наглядных пособий и оборудования, зрительные ориентиры);
тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь педагога)
Словесные:
- объяснения, пояснения, уточнения,
- подача команд, распоряжений, сигналов;
- вопросы к детям и поиск ответов;
- образный сюжетный рассказ, беседа;
- словесная инструкция.
Практические:
- выполнение и повторение упражнений без изменения и с изменениями;
Игровые:
Игра с песком.
Виды занятий.
- «Чувствительные ладошки» (по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой):
- Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
- Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).
- Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.
- Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.
- Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.
- Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.
- Создать узоры и рисунки – солнышко, бабочка, буква А или целое слово.
- «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
- Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.
- Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.
- Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.
- Выложить ракушками геометрическую фигуру.
- Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.
- Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.
При использовании пескотерапии реализуются следующие принципы. Принцип систематичности и последовательности который предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
Принцип повторения умений и навыков, дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения ими воспринимаются легче, они выполняют их с большим интересом и радостью.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков.
Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей.
Принцип успешности заключается в том, что ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить, так как они соответствуют его возрастным нормам.
Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении.
Принципы взаимодействия с детьми: сам ребенок – молодец, у него – все получается, возникающие трудности – преодолимы;
- постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому;
- исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий;
- сравнение всех результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей; каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом.
Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов. Впервые в качестве “средства лечения” песок открыл швейцарский психоаналитик К.Г. Юнг. Он утверждал, что “часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум”. А фигурки и замки из песка, созданные спонтанно, – это как раз те символы, с помощью которых с нами говорит наше бессознательное, показывая разуму возможности самоисцеления.
Песочная терапия – прекрасный способ установления контакта с детьми, переживающими процесс адаптации к дошкольному учреждению, она развивает коммуникативные навыки, которые служат началом успешной адаптации в период раннего возраста.
Полученный результат: снизился уровень тревожности, страха и психоэмоционального напряжения у младших дошкольников в период адаптации.
- Существенно усилили познавательный интерес детей к экспериментированию, самостоятельной и совместной деятельности со сверстниками и педагогом.
2.Поспособствовали развитию «тактильной чувствительности», как основы развития «ручного интеллекта», способствовали развитию мелкой моторики и вследствие этого – развитию речи, обогащению словарного запаса.
- Более гармонично и интенсивно развились все познавательные функции (восприятие, память, внимание, мышление, а также речь и моторика).
- Усовершенствовали развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
- Создалась комфортная обстановка для пребывания детей в группе во время прохождения периода адаптации.
- Сформировались доверительные отношения между ребенком, педагогом и родителями.
В перспективе планирую продолжить работу в данном направлении. Мотивировать детей по окончании адаптационного периода на дальнейшую познавательную деятельность с кинетическим, сухим и цветным песком.