Пескотерапия как эффективный метод адаптации младших дошкольников

Попова Ольга Петровна
воспитатель
МБДОУ “Детский сад «Родничок»
г. Строитель Белгородская область

Материал опубликован в журнале “Мир дошколят” № 3 (14) МАРТ – 2023 г. 

 

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования побуждает педагогов ДОУ к поиску современных, инновационных, интересных методов и технологий в работе с детьми, которые обеспечивают их комфортное пребывание в условиях ДОУ.

Исходя из этого актуальность данной статьи определяется недостаточной разработанностью проблематики процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада, социальным запросам, эффективных педагогических методов для оптимизации условий процесса адаптации.

Одна из таких технологий – это песочная терапия.
Песок – это универсальное средство для творчества и терапии, который оказывает развивающее действие на детей.

Рекламное сообщение     

Использование песочной терапии в педагогической практике даёт комплексный образовательно-терапевтический эффект.

К. Д. Ушинский: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка

Таким образом, важная задача педагогов, помочь детям преодолеть стресс при поступлении в дошкольное учреждение и успешно адаптироваться к нему.

Цель работы – создание благоприятных условий к повышению адаптационных возможностей, снятию стрессового напряжения и сокращения сроков психофизической адаптации младших дошкольников посредством песочной терапии.

Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии (основатель направления – К.Г. Юнг) Это способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, посредством работы с песком.

Цель – достижения эффекта самоисцеления посредством спонтанного самовыражения.

Задачи:

  • способствовать адаптации малышей к новым условиям, установление доверительных отношений между ребенком, педагогом и родителями;
  • способствовать устойчивости эмоционально-положительного самочувствия и активности каждого ребёнка;
  • способствовать развитию познавательной активности детей, развивать интерес к сотрудничеству, произвольность, способность к творческому самовыражению через участие в игровой и продуктивной деятельности;
  • обеспечивать (создать) комфортные условия пребывания в ДОУ, что сократит период адаптации к условиям ДОУ;

Песочница представляет собой деревянный ящик. Его размеры: длина 70 см, ширина 50 см, глубина 8-10 см. Именно это пространство комфортно для восприятия глаз, т.е. весь «песочный мир» видно одним взглядом, не перемещая глаз.

Требования к песку для песочницы с детьми. Песок для детской песочницы должен быть сертифицированным. Его необходимо промыть, прокалить в духовке или прокварцевать. Эту процедуру делают не реже одного раза в 3-4 месяца. Желательно обновлять песок в песочнице один раз в год.

Мы знакомим ребёнка с правилами поведения в песочнице (в период адаптации правила короткие и четкие). т.к. часть песка обычно при игре высыпается из песочницы, нужно обратить внимание на этот факт.

  1. Береги песчинки, – не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок всыпался, покажи это взрослому, и он поможет вернуться им обратно домой. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
  2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот, или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
  3. Песочек любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком – помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

Но существуют и противопоказания к использованию песочной терапии при наличии у ребенка

  • Аллергии на пыль и мелкие частицы.
  • Легочных заболевания.
  • Кожных заболевания, а также порезов на руках.

Игрушки для песочной терапии.

  • Совочки, ведерки, формы для песка, лопатки, грабли, воронки, сито, палочки
  • Фигурки животных. Это могут быть дикие, домашние, животные
  • Предметы домашнего обихода: детская посуда, домики, куклы, машинки.
  • Сказочные персонажи добрые и злые.
  • Бусинки, ракушки, камни(галька), шишки,

Все эти сокровища хранятся в центре экспериментирования, живут в своем домике

Методы, формы и приёмы, используемые в работе:

  • Игра с сухим и мокрым песком, кинетическим, цветным песком

Остальные методы и приемы:

Наглядные:

наглядно-зрительные приемы (показ техники выполнения задания, использование наглядных пособий и оборудования, зрительные ориентиры);

тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь педагога)

Словесные:

  • объяснения, пояснения, уточнения,
  • подача команд, распоряжений, сигналов;
  • вопросы к детям и поиск ответов;
  • образный сюжетный рассказ, беседа;
  • словесная инструкция.

Практические:

  • выполнение и повторение упражнений без изменения и с изменениями;

Игровые:

Игра с песком.

Виды занятий.

  1. «Чувствительные ладошки» (по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой):
  • Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
  • Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).
  • Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.
  1. Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.
  2. Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.
  3. Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.
  4. Создать узоры и рисунки – солнышко, бабочка, буква А или целое слово.
  5. «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
  6. Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.
  7. Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.
  8. Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.
  9. Выложить ракушками геометрическую фигуру.
  10. Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.
  11. Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.

При использовании пескотерапии реализуются следующие принципы. Принцип систематичности и последовательности который предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

Принцип повторения умений и навыков, дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения ими воспринимаются легче, они выполняют их с большим интересом и радостью.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков.

Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей.

Принцип успешности заключается в том, что ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить, так как они соответствуют его возрастным нормам.

Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении.

Принципы взаимодействия с детьми: сам ребенок – молодец, у него – все получается, возникающие трудности – преодолимы;

  • постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому;
  • исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий;
  • сравнение всех результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей; каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом.

Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов. Впервые в качестве “средства лечения” песок открыл швейцарский психоаналитик К.Г. Юнг. Он утверждал, что “часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум”. А фигурки и замки из песка, созданные спонтанно, – это как раз те символы, с помощью которых с нами говорит наше бессознательное, показывая разуму возможности самоисцеления.

Песочная терапия – прекрасный способ установления контакта с детьми, переживающими процесс адаптации к дошкольному учреждению, она развивает коммуникативные навыки, которые служат началом успешной адаптации в период раннего возраста.

Полученный результат: снизился уровень тревожности, страха и психоэмоционального напряжения у младших дошкольников в период адаптации.

  1. Существенно усилили познавательный интерес детей к экспериментированию, самостоятельной и совместной деятельности со сверстниками и педагогом.

2.Поспособствовали развитию «тактильной чувствительности», как основы развития «ручного интеллекта», способствовали развитию мелкой моторики и вследствие этого – развитию речи, обогащению словарного запаса.

  1. Более гармонично и интенсивно развились все познавательные функции (восприятие, память, внимание, мышление, а также речь и моторика).
  2. Усовершенствовали развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
  3. Создалась комфортная обстановка для пребывания детей в группе во время прохождения периода адаптации.
  4. Сформировались доверительные отношения между ребенком, педагогом и родителями.

В перспективе планирую продолжить работу в данном направлении. Мотивировать детей по окончании адаптационного периода на дальнейшую познавательную деятельность с кинетическим, сухим и цветным песком.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь