Байдина Наталья Александровна
Воспитатель
МАДОУ «Центр развития ребенка детский сад №12 г. Шебекино Белгородской области»
Благородство, интеллигентность – вот атмосфера, создаваемая шахматами. Они не терпят суеты, лишних движений. Ребенок учится сдерживать свои порывы, активные движения, столь свойственные особенно младшим школьникам. Умение подчинить себя определенным требованиям, правилам поведения – огромный успех ребенка в самовоспитании. Благодаря усидчивости, собранности он будет успешнее учиться, его поведение на уроках и переменах не будет вызывать нареканий у учителей.
То, что игра в шахматы развивает логику, знают, наверное, все. Но почему-то забывают. А логика, умение стройно мыслить – основа этой древнейшей игры.
Проблема многих детей – неумение сфокусировать внимание на том, что объясняет учитель, на задании в контрольной и т.д. Более того, двойки школьники часто получают именно из-за того, что не хватило сил, сосредоточенности, чтобы … прочитать полностью условие, а потому выполняют неправильно. Игра в шахматы тренирует умение концентрировать внимание на проблеме, оценивать ее.
В шахматах требуется продумывать, просчитывать свои действия на много ходов вперед. Значит, они учат видеть далекую перспективу, причем реальную, обусловленную принятыми сегодня действиями. Такой холодный просчет «на много ходов вперед» позволяет планировать свою жизнь, а не жить только сегодняшним днем.
Шахматная партия не заканчивается для игроков поставленным матом. Это только видимая часть айсберга – работы мысли настоящего увлеченного шахматиста. Дома партия проигрывается, продумывается с разными вариантами множество раз – как бы самостоятельно проводится работа над ошибками. Привычка объективно анализировать сделанное, поиск разных вариантов – качество, которое поможет находить верные пути решения возникающих проблем, задач и в школе, и во взрослой жизни.
Каждая партия для ребенка – время абсолютной самостоятельности. Он становится «взрослым», не имеющим право на ошибку и несущим полную ответственность за свои действия. Время, когда ребенок чувствует себя всесильным и независимым от родителей. Самый главный здесь – он. Как посчитает правильным, так и поступит. Удовлетворяется стремление детей быстрее стать «большим». И в то же время есть возможность опять стать ребенком.
Шахматы учат порядочности, честности, умению соблюдать правила. Например, взялся за фигуру – должен ходить ею, даже если вдруг видишь более выигрышную возможность. Поначалу строгие правила вызывают бурю протеста, затем приходит понимание их мудрости.
Конечно, детей необходимо учить играть в шахматы. Вырабатывается спортивный характер. Они учат стремиться добиваться цели, самостоятельно думать и принимать взвешенные решения, строить свое будущее самим, как и выигрыш в очередной партии.
Времяпрепровождение за шахматной доской для ребенка имеет ряд преимуществ:
1. Малыш учится принимать решения самостоятельно. Кроме этого у него формируется ощущение правильности собственных решений, возможность логически оценивать ситуации и делать выводы из своих ходов.
2. Развивается воображение, стимулируется мыслительный процесс.
3. Игра помогает избавиться от застенчивого характера.
4. Формируется логический тип мышления.
5. Малыш учится быть ответственным.
6. В дальнейшем пригодится усидчивость, которая формируется во время игры.
7. Появляется возможность развить пространственное воображение.
8. Школьник начинает планировать каждый свой ход не только в игре, но и в жизни.
9. Маленький игрок учится спокойно воспринимать свои ошибки и поражения, а потом использовать их в качестве платформы для развития.
И приносят чувство спокойствия, умиротворения, радости