Колесникова Татьяна Алексеевна
Исправникова Елена Сергеевна
Щербаченко Антонина Анатольевна
воспитатели
ДО АНО «ПДС «Введенский»
г. Старый Оскол
Всероссийские педагогические чтения «Zа правое дело, Zа мир на земле и Zа жизни детей», секция “Совместная деятельность ДС и семьи по воспитанию патриотизма у дошкольников”
Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей. Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке, брату, сестре. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
В нравственно-патриотическом, духовном воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. [2, с. 25].
На наш взгляд успех патриотического воспитания детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, детском саду. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города.
Задача родителей, как и воспитателей – как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. В своей педагогической работе предлагаем родителям следующие рекомендации: обращать внимание ребенка на красоту родного города. Во время прогулки рассказывать, что находится на вашей улице. Давать представление о работе общественных учреждений. Вместе с ребенком принимать участие в труде по благоустройству и озеленению территории детского сада, своего двора. Учить ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей. Читать книги о родине, ее героях, традициях, культуре своего народа. Поощрять ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах [1,с.15].
Родители должны знать, что изучают дети в детском саду, как идет развитие познавательных интересов и социальных чувств детей, быть помощниками педагога в сложном деле воспитания патриотов. В рамках этой деятельности особое значение приобретает информация для родителей в родительском уголке, проведение консультаций и бесед с патриотической тематикой, родительские собрания с предварительным анкетированием, привлечение родителей к участию в праздниках, экскурсиях по городу, позволяющие выявить проблемы, и наметить пути работы в области патриотического воспитания. Большую роль оказывают родители в оформлении уголков, в изготовлении наглядных пособий и фотогазет. Участвуют в акциях, конкурсах ДОО. Родители являются не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса. В нашем детском саду уделяется повышенное внимание патриотическому воспитанию детей посредством приобщения их к православной культуре по программе «Добрый мир».
С детьми мы организуем молитвы перед едой, возле красного уголка читаем «Отче наш». Утренники в нашем саду пропитаны духом православия и приурочены к праздникам, которые отмечает церковь. Ходим с детьми и родителями на литургию в храм, который расположен на территории нашего детского сада. Дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции православной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность, любящая свою Родину, свой народ и все, что связано с православной культурой.
Вся работа объединяет воспитателей, детей, родителей в важнейшем деле – формирования основ патриотизма и гражданственности. Для нас это не только то, что происходит с нашими воспитанниками, но и то, как меняются в результате такой деятельности и родители. Какие открытия делаются вместе с детьми. Изменение позиции взрослых, которые проживают годы дошкольного детства вместе с ребенком, переосмысление ими идей патриотического воспитания и приводит в конечном итоге к тому, что в детях закладываются чувства любви к родине, причастности к ее судьбе и ответственности за происходящее.
Достигнуть социального мира в стране, высокой нравственности и культуры, полноценного патриотического сознания народа можно только работая вместе – семья, детский сад, школа и церковь.
Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих родных и близких.
Список литературы:
- Корчажинская С.А. Воспитываем патриотов / Дошкольное воспитание-2006 №6-с,-27.
- Петрова, В.И. Нравственно- патриотическое воспитание в детском саду / В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. -75с.