Коновалова Динара Тахировна
Демидова Наталья Николаевна
Беланова Анастасия Валерьевна
воспитатели
ДО АНО «ПДС «Введенский»
г. Старый Оскол
Всероссийские педагогические чтения «Zа правое дело, Zа мир на земле и Zа жизни детей», секция “Нравственно-патриотическое воспитание через произведения художественной литературы, изобразительного искусства, музыки, посвященные Великой отечественной войне”
В наше время патриотическое воспитание детей становится одной из самых главных проблем. Актуальность темы заключается в том, что в бешенном ритме современной жизни дети практически не общаются с родителями, мало знают об истории родной страны, часто равнодушны к близким людям, в том числе и к сверстникам, редко сострадают чужому горю.
Воспитание патриотического чувства у ребенка ориентировано на семью. Семья – это источник и звено передачи ребенку социально-нравственного и исторического опыта. Для решения этих задач детскому саду необходимо взаимодействие с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами и переживаниями. В словаре русского языка С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка. К современным подходам взаимодействия ДОО и семьи относятся отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада.
Рассказы об истории своей семьи, о героических поступках прадедов вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей и воспитанию благородной личности.
Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны.
Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению семейных ценностей.
«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», – эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей это одна из основных задач дошкольной образовательной организации.
Патриотическое воспитание – это воспитание любви к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность.
Список литературы:
- Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М., 2004.
- Государственная программа; Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы. М., 2005.
- Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М., 2008.
- Зверева О. Л. Взаимодействие ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников.
- Ковалев С. В. Психология современной семьи. — М.: Просвещение, 1988.