Сотрудничество с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

0
737

Волкова Наталья Георгиевна
Чуприна Светлана Алексеевна
воспитатели
Сафонова Лина Викторовна
учитель-логопед
МБДОУ ДС № 41 «Семицветик»
г. Старый Оскол

Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции «Построение партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ: методы, приемы, технологии эффективного взаимодействия»

секция 9. – Секреты успешной работы с родителями

НАЗВАНИЕ – Сотрудничество с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Роль педагога в судьбе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – это, прежде всего работа с родителями. Что же значит работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство – эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье» (В. А. Сухомлинский). Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии с родителями стоит дифференцировано подходить к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса.

Главная цель в работе педагога с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ, способствовать социальной адаптации семь и, мобилизовать ее возможности. Педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Именно от работы педагога зависит, насколько такие семьи понимают политику, проводимую ДОУ по отношению к воспитанию детей, и участвуют в ее реализации.

материалы в печатный сборник 

Педагогами совместно со специалистами ежегодно разрабатывается план совместной деятельности педагогов с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, а так же помогали детям с диагнозом ЗПР освоить программу обучения в старшей и подготовительной группе и адаптироваться к обучению в школе

Основные принципы организации работы педагога с родителями детей с ОВЗ:

1) принимать воспитанников с ОВЗ «как любых других детей в детском саду»;

2) включать их в одинаковые виды деятельности, ставить разные задачи,

3) использовать формы коллективного участия – игры, совместные проекты, конкурсы, викторины, театрализованные представления, праздники т.д.

Традиционные родительские собрания в форме лекций, отчетов уже не находят отзыва в душе родителей и не дают желаемого результата. Идея недостаточности традиционных форм работы с родителями и необходимости целенаправленного образования родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения осознаётся сегодня и родителями, и специалистами: педагогами, психологами.

Перед педагогами стоит задача — как организовать взаимодействие семьи и детского сада, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и родителей? Как привлечь таких занятых и далёких от педагогической теории современных пап и мам? Как аргументировать необходимость их участия в жизни ребёнка в детском саду? Как создать условия, чтобы родители желали сотрудничать с детским садом, с удовольствием посещали родительские собрания; как сделать, чтобы им в детском саду было интересно, чтобы их посещения приносили пользу и для детского сада, и для детей? Эти вопросы педагогики можно отнести к разряду «вечных» — это вечная «головная боль» педагогов. В связи с этим перед педагогами стоит важная задача — сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса.

В первую очередь, необходима вариативность форм при проведении родительских собраний. Для того чтобы интересно провести собрание для родителей, можно использовать видеоматериал, фоторепортажи «Один день из жизни группы», «Как мы встречали осень, зиму и т.д.», «Наши успехи и достижения», фотоальбомы, фотогазеты, которые соответствуют теме мероприятия, подготовить детские высказывания на тему собрания, выставку детских работ, выставку наработок (игр, пособий, папок-передвижек и др.). А еще лучше показать открытое мероприятие с участием детей. Родителям очень интересно наблюдать за детьми в детском коллективе, за их взаимоотношениями. После таких собраний, родители охотнее идут на контакт с педагогами, прислушиваются к их советам, а в итоге больше доверяют дошкольному учреждению.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи активно используются инновационные формы и методы.

Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание. Хочется сказать о том, что педагоги ушли от устаревшего лекционного метода проведения собрания. Используются такие приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создаётся особый настрой на доброжелательный разговор. В уютной и теплой обстановке проводятся родительское собрание в нетрадиционной форме с участием детей и родителей.

Педагогу необходимо мотивировать родителей на участие детей или совместное с ними участие в подобного рода мероприятиях. Это сближает, приносит не только пользу, но и удовольствие от общения. Педагог может организовать выставки, галереи творческих работ детей с ограниченными возможностями здоровья «Я такой как все…», «Письмо ветерану», проведение акции « Напиши письмо другу!» или конкурс детского рисунка «Пусть всегда будет мама» и разместить их на сайте детского сада. Педагогу нужно организовывать совместные интернет проекты детей группы и детей с ОВЗ. Например, участие в проекте «мир глазами детей». Учащиеся с ОВЗ в парах со здоровыми детьми делают фотографии друг друга, своих друзей, детского сада, города. На помощь педагогам пришли современные интернет-технологии, которые позволяют каждому ребенку с ОВЗ не только получить качественное образование, но и адаптироваться в социальной среде, общаясь с друзьями в скайпе. Родители детей с ОВЗ также могут использовать достижения цивилизации для общения с родительской общественностью и со специалистами ДУ.

Интересной формой сотрудничества, новой и востребованной стало проведение мастер-классов. Мастер-классы проводятся с целью помочь родителям в организации детской деятельности в домашних условиях, например «Нетрадиционные техники рисования», «Подвижные игры в системе коррекционной работы», «Игра – лучший помощник в занятиях с детьми дома».

В результате многогранной совместной деятельности проявляются позитивные эмоции общения, родители становятся более коммуникабельны, раскрепощенными, уверенными в положительном опыте своего воспитания, с удовольствием делятся своими умениями и навыками.

Регулярно в детском саду проводятся совместные тематические выставки поделок и рисунков детей и родителей. Все семьи, которые принимают участие, поощряются благодарностями.

Эти выставки предоставляют родителям и детям организовать совместную деятельность. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Формируются семейные традиции, что является залогом счастливой и дружной семьи.

Также в детском саду стало традиционным проведение праздников. Очень теплой традицией стало ежегодное проведение мероприятий, посвященных: «Дню матери», «8 марта», «Масленица».

В педагогической практике используются различные виды наглядности. Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей родители получают через наглядно-информационный материал: ширмы, стенды, папки-передвижки.

Также есть группа в контакте, где делимся с родителями новостями, выкладываем фотографии с праздников. Оставляют отзывы, комментарии.

Педагоги вырабатывают «добрый взгляд» на каждого ребенка. Стараются видеть в развитии всех детей, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления и привлекать к ним внимание родителей.

Взаимодействие родителей и воспитателей редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий, кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.

Сотрудничество педагогов и семьи — это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.

Никогда не останавливайтесь на достигнутом, продолжайте искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас общая цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.

Все участники воспитательного процесса учатся видеть возможности, которыми обладают дети с ограниченными возможностями здоровья, несмотря на имеющиеся у них нарушения.

Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями детей с ОВЗ призваны наладить взаимодействие между детским садом и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с ОВЗ в семье и саду.

И в заключении хочется отметить, что все формы работы с родителями, используемые в группе, помогают создавать атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребёнка.

Литература

  1. Едакова И.Б. Проектирование основной общеобразовательной программы ДОУ /И.Б. Едакова [и др.]- М.: Скрипторий 2003, 2012.
  2. Методическое пособие/под ред. В.А. Деркунской. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. – 224с. (Методический комплекс программы «Детство».)
  3. Лыкова И.А Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М. Цветной мир, 2011.
  4. Кондратьева Н.В. Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе/Н.В.Кондратьева.-Текст: непосредственный// Молодой ученый.-2017-№46(180).-С.291-293.-URL:https://moluch.ru/archive/180/46525
  5. Пермякова, Т.А. Литературные викторины для детей и родителей/Т.А.Пермякова-( Методика и практика)//Ребёнок в детском саду.-2009.-№3.-с.26-29
  6. Тимофеева, и. Родителям о детском чтении: глава из книги/И.Тимофеева //Читайка.-2011.-№3.-с.216.(вкл).-Статья из вкладки «Подсказки для взрослых.»-Продолж. Начало: №9, 2010
  7. Кашкаров, А.П. Личный интерес ребёнка, как фактор приобщения к чтению/А.П. Кашкаров// Вестник детской литературы.-2010.-№4-с.12

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь