СОЦИАЛИЗАЦИЯ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ) ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

0
1607

 

Гурьянова Марина Серафимовна

учитель-логопед

Блинкова Ирина Валентиновна

воспитатель

МБДОУ детский сад №80 «Песенка»

г.о. Тольятти

Рекламное сообщение     

 

Одной из задач современной системы образования, согласно ФГОС ДО является социализация личности, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, владение речью как средством общения и культуры.

Нашу группу посещают дети с общим недоразвитием речи II-III уровня. Отличительной особенностью воспитанников является бедность и не дифференцированность словарного запаса, аграмматизмы в речи, своеобразие связанного высказывания. За низким уровнем связной, монологической речи скрывается более серьезная проблема – недостаточность коммуникативной деятельности, незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения. Нарушение полноценного общения со сверстниками и взрослыми негативно сказывается на их поведении и социализации в целом. Отсюда у педагогов возникает необходимость своевременного и целенаправленного развития социального поведения у детей с общим недоразвитием речи для расширения их коммуникативного и социального опыта, предотвращения появления эмоционально-личностных, поведенческих трудностей.

Для решения данной проблемы в своей работе мы использовали метод проектов, так как именно проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску, и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику. Во время подготовки и реализации проектов стимулируется познавательная и речевая активность детей, активизируются мотивы общения. Дети получают позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов, оказываются в ситуации социального принятия, которая стимулирует их личностный рост и самореализацию.

Важным условием для работы в проекте является включенность родителей. Это обусловлено тем, что дети в силу возраста не могут быть абсолютно самостоятельными на всех этапах выполнения проекта, им нужна поддержка в решении ряда организационных, технических, оформительских и других вопросов. А объединение в совместном творческом процессе с педагогами и детьми, учит родителей понимать и содействовать гармоничному развитию своего ребенка, активно сотрудничать с детским садом.

С целью коррекции речевых и коммуникативных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи в нашей группе реализовывался долгосрочный педагогический проект «Я хочу вам рассказать…».

Наш проект был направлен на развитие речевой и социальной активности детей с общим недоразвитием речи.

В ходе проекта решались следующие задачи: 

1) Формировать различные способы общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками.

2) Обогащать и расширять представления детей о многообразии окружающего мира.

3) Развивать поисково-познавательную деятельность детей, стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

4) Развивать эмоциональную отзывчивость, уважительное и доброжелательное отношение к товарищам, творческие способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности.

5) Повышать педагогическую грамотность родителей и вовлекать их в целенаправленный процесс развития речи ребёнка.

Организация проектной деятельности детей была направлена на достижение следующих результатов:

  • повышение уровня общей и коммуникативной культуры у детей;
  • положительная динамика речевого развития воспитанников;
  • выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации;
  • успешная социальная адаптация детей в среде сверстников;
  • формирование у воспитанников поисково-познавательной деятельности;
  • обогащение и расширение представлений об окружающем мире у дошкольников;
  • повышение педагогической грамотности родителей, их компетентности в вопросах речевого развития;
  • гармонизация отношений между детьми и родителями.

Проектная деятельность строилась в три этапа.

На подготовительном этапе проводились следующие мероприятия:

  • наблюдение за общением детей;
  • изучение методической литературы по проекту, подбор лексических тем для проектов;
  • составление плана реализации проекта;
  • знакомство родителей с предстоящим проектом и способами его реализации;
  • проведение семинара – практикума по организации проектной деятельности с дошкольниками;
  • разработка методических рекомендаций для родителей об этапах составления детских проектов и роли родителей в подготовке проектов;
  • выбор лексических тем для детско-родительского проекта.

Основной этап включал в себя подготовку и поочередную презентацию детско-родительских проектов.

За этот период были представлены 14 проектов по разнообразным лексическим темам: «Перелетные и зимующие птицы», «Дикие и домашние животные и птицы», «Насекомые», «Рыбы», «Весенние цветы», «Мебель», «Посуда», «Транспорт», Одежда». Темы для проектов были выбраны исходя из календарно-тематического планирования. Мы предложили семьям воспитанников возможные варианты для проектов с обозначенными датами выступления и попросили, посоветовавшись с детьми, опираясь на их интересы, сделать свой выбор. В количестве проектов и выборе тем дети и родители ограничены не были.

Во время подготовки проектов дети посетили вместе с родителями контактный зоопарк, цирковое представление, библиотеку, швейную мастерскую, мастер-класс по приготовлению пиццы, сделали фотосессию в зимнем и весеннем лесу, о чем с удовольствием рассказали во время выступлений.

На этапе самостоятельного выполнения проектов мы поддерживали связь с родителями, консультировали, давали советы, оказывали помощь в подборе материала, оформлении презентации.

На заключительном этапе дети демонстрировали свои проекты сверстникам и детям более младшего возраста. Также состоялась итоговая презентация семейных проектов на совместном мероприятии с родителями. Родителям воспитанников были вручены благодарности за помощь в организации коррекционного педагогического процесса и в обогащении развивающей предметно-пространственной среды. Так же прошло награждение участников проекта в различных номинациях.

Мы взяли за правило после презентации проекта расспрашивать выступающих о своих впечатлениях и собирать отзывы детей о выступлении.  Сначала дети с трудом могли озвучить свои впечатления, высказать пожелания. Ответы были однообразные, не было обращения к выступающему. После нескольких презентаций дети стали проявлять желание высказаться об услышанном и увиденном. Часто отзыв начинался со слов удивления: «А я и не знал, что…», «Теперь я буду знать, что…» или радости «Я тоже об этом знал…», «Нам об этом рассказывали в детском саду…», «Мне это говорила мама…». Высказывания стали обращенными. Дети благодарили выступавших, их родителей за интересные презентации и подарки. Очень было приятно слышать высказывания детей с низким уровнем речевого развития. Их речевая активность не могла не радовать. Интересными и показательными были отзывы детей о своих выступлениях. Все были довольны своими презентациями.  Детям нравилось выступать в роли докладчиков, стоять перед товарищами, рассказывать о том, что они уже знают, а их сверстники пока нет. После третей презентации многие воспитанники стали проявлять больший интерес к предстоящему выступлению, просили родителей начинать совместную подготовку проекта, придумывали подарок для группы. Замечательным мотиватором коммуникативной активности стала папка с оформленными детскими проектами. Наши воспитанники с удовольствием её рассматривали, вспоминали, что нового они узнали по той или иной теме, делились впечатлениями со своими родителями и сверстниками, не присутствовавшими на презентациях. Дети разглядывали фотографии, находили на них себя и рассказывали, что происходило в тот момент, когда они были запечатлены, просили родителей и педагогов зачитывать вслух свои отзывы.

В результате проектной деятельности значительно обогатилась развивающая предметно-пространственная среда группы. Были созданы различные пособия: панно-игра с видами транспорта, игры-лото «Мебель», «Цветы», «Насекомые», составлены наборы картинок с зимующим, перелетными птицами, домашними животными, птицами, копилка черно-белых картинок для раскрашивания по лексическим темам. Также родителями вместе с детьми были изготовлены комплект мебели для кукольного уголка из бросового материала, набор чайной посуды, выполненный из бумажной массы и наборы бумажных куколок с одеждой по сезонам.

Все детские проекты были оформлены в папку, куда были приложены фотографии выступлений и высказывания детей.  Была подготовлена общая презентация детских проектов перед сверстниками, родителями.

По результатам реализации педагогического проекта можно с уверенностью сказать об его эффективности в работе. Дети получили новые знания, научились планировать этапы своих действий в соответствии с задачами. Они стали легче налаживать контакты как со взрослыми, так и со сверстниками, договариваться о совместных делах и играх, строить планы и пытаться их реализовывать. У детей исчезла зажатость, стеснительность, речь качественно улучшилась, они стали свободнее выражать свои просьбы, делать сообщения, задавать вопросы, использовать различные коммуникативные средства в процессе общения.

В дальнейшем мы планируем расширить тематику совместной детско-родительской проектной деятельности. И предложить проекты за рамками лексических тем в соответствии с интересами детей.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь