Волгушева Юлия Викторовна
Торгашева Наталья Яковлевна
Павлова Галина Васильевна
воспитатели
МБУ «Школа № 26»
СП детский сад «Тополек»
г. о. Тольятти
Дидактические единицы:
Викторина (литературная); литературные жанры: сказка, загадки; особенности жанров: смысл (основная идея), языковые средства.
Авторы произведения: русские народные произведения, главные герои (имена, характер), содержание произведений (основная идея).
Вид (разновидности) деятельности детей: познавательно-игровая, литературно-познавательная, литературно-коммуникативная.
Способ оценивания результатов викторины: в тубу каждой команды после правильного выполнения каждого задания ведущий помещает одну фишку; после выполнения последнего задания подсчитывается количество фишек, полученных командами; победителем становится команда, получившая большее количество фишек.
Способ награждения детей:
Команды выстраиваются напротив друг друга, ведущий озвучивает количество фишек, полученных каждой командой; награждает победителей медалями «Победители викторины». Участники, которые набрали меньше по количеству фишек, награждаются медалями «Участники викторины».
Образовательные задачи:
- Прививать у ребенка любовь к книгам и чтению (ХЭР).
- Способствовать использованию детьми представлений о сказках А.С. Пушкина при выполнении поисковых заданий литературного содержания (ПР).
- Формировать у детей представления о мире добра и справедливости, закрепленных в произведениях художественной литературы и малых фольклорных формах (СКР + ХЭР).
- Формировать у детей умение строить разные типы высказываний в зависимости от ситуации, соблюдая их структуру (описание, повествование, рассуждение) (РР).
- Развивать интерес детей к командной работе в решении поисковых задач, к художественной литературе, желание и умение обозначать свое отношение к сказкам и поступкам персонажей (СКР+ПР).
Материалы и оборудование
Стимульный материал:
- объявление о викторине;
- выставка книг по сказкам А.С.Пушкина;
- медали с надписью «Победители викторины» красного цвета (по количеству участников команды); медали с надписью «Участники викторины» желтого цвета (по количеству участников команды);
- материал для подведения итогов викторины (тубы для фишек на столах участников, фишки).
Материалы для деятельности детей:
- картинки с изображением насекомых из «Сказки о царе Салтане» картинки с изображением насекомых из «Сказки о царе Салтане»;
- картинки с изображением месяца, солнца и ветра;
- аудиозапись музыки для танцевально-музыкальных пауз.
Дидактический материал:
- карточки с заданиями;
- правила поведения участников викторины.
Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей: магнитофон, демонстрационная магнитная доска.
Методы и приемы
- Рассматривание объявления о проведении викторины, обсуждение подготовки к участию в викторине:
– Кто хочет принять участие в викторине?
– Кого мы выберем капитаном?
– Как мы назовем команды?
– Как команды будут приветствовать друг друга?
– Какие правила должны соблюдать участники викторины?
– Что нужно сделать, чтобы победить в викторине?
- Объяснение правил проведения викторины с использованием наглядного материала.
- Объяснение заданий, инструктаж по их выполнению
- Обсуждение результатов выполнения заданий:
Правильно ли выполнено задание?
Почему вы считаете, что задание выполнено правильно?
Есть ли дополнения у команды-противника или другие варианты ответа?
- Исправление ошибок, допущенных командами.
- Похвала за правильный ответ, активность, соблюдение правил, подчеркивание достоинств ответов, их качественная оценка.
- Заключительное слово и награждение участников викторины.
Ведущий приглашает участников викторины «Победители викторины» для подведения итогов и награждения. Команды выстраиваются напротив друг друга, ведущий озвучивает количество фишек, полученных каждой командой; вручает детям медали: «Победители викторины» (за большее количество фишек) и «Участники викторины» (за меньшее количество фишек).
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОМАНД
Задание 1. «Подскажи словечко».
– Жил старик со своею старухой
У самого синего … (моря).
– Родила царица в ночь не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку, а неведому … (зверюшку).
– И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи … (кругом).
– Белка песенки поет, да орешки все … (грызет).
– Нужен мне работник: повар, конюх и … (плотник).
– Вот мудрец перед Дадоном стал и вынул из мешка … (Золотого петушка).
Задание 2. «Из какой сказки предметы».
В коробке лежат предметы (орех, белка, яблоко, рыбка, месяц, зеркало). (Дети с закрытыми глазами выбирают предмет из коробки, достают и называют сказку).
Задание 3 «Сказочные последовательности»
Инструкция: Разложите картинки в правильной последовательности.
Команда 1.На магнитной доске выложены картинки с изображением насекомых из «Сказки о царе Салтане». Дети должны разложить их в «сказочной» последовательности: князь Гвидон сначала превратился в муху, потом в комара и, наконец, в шмеля.
Команда 2.На магнитной доске выложены картинки с изображением месяца, солнца и ветра. Дети должны расставить их в той последовательности, в которой царевич Елисей из сказки «О мертвой царевне» обращался к ним с вопросом о своей невесте.
Задание 3 «Собери картинку»
Инструкция: Соберите картинку и назовите произведение.
Команда 1. «Сказка о рыбаке и рыбке».
Команда 2. «Сказка о царе Салтане».
Задание 4 «Определите по иллюстрации сказку А. С. Пушкина и назовите героев».
Инструкция: Найдите иллюстрацию к сказке Пушкина и назовите героев.
Команда 1.На магнитной доске выложены иллюстрации к сказкам Ершова «Конек-горбунок» и Пушкина «Сказка о царе Салтане». Дети должны выбрать иллюстрацию к сказке Пушкина и назвать героев (царь, царица, князь Гвидон, царевна Лебедь, ткачиха, повариха, сватья – баба Бабариха и т.д.)
Команда 2.На магнитной доске выложены иллюстрации к сказкам Ш. Перро «Золушка» и «Спящая красавица» и Пушкина «Сказка о золотом петушке». Дети должны выбрать иллюстрацию к сказке Пушкина и назвать героев (царь Додон, петушок, Шамаханская царица и т. д.)
Задание 5 «Узнай сказку по следующим словам».
Инструкция: Определите, каким сказкам принадлежат слова, которые я буду называть.
Команда 1.
- Путь – дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. («Сказка о мертвой царевне».)
- Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке».)
Команда 2.
- Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, веревка, наказание. («Cказка о попе и о работнике его Балде».)
- Рать, воеводы, царь, мудрец, шатер, Шамаханская царица, звездочет, петушок. («Сказка о золотом петушке».)
Задание 5 «Блиц-опрос». Инструкция: Ответьте на вопросы.
Команда 1.
В какой сказке Пушкина упоминается остров Буян? («Сказка о царе Салтане)
Подберите рифму:
«Ветер весело шумит, судно весело… (бежит)
Мимо острова Буяна в царство славного… (Салтана)
И желанная страна вот уж издали…»(видна)
В какой сказке есть такое диво?
«Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря» («Сказка о царе Салтане»)
- В какой сказке старушонка бросила царевне яблоко? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
- Сколько раз закидывал старик невод? (Три раза)
- С чем пришёл невод в первый, второй и третий раз? (В первый раз – с тиной; во второй – с травой морской; в третий – с золотой рыбкой).
- Как в сказке море отзывается на жадность старухи? (Помутилось, неспокойно, почернело, на море черная буря)
- Как золотая рыбка проучила старуху? (Старуха осталась у разбитого корыта)
- Из какой сказки эти слова?
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Говорит одна девица:
«Кабы я была царица
Я б для батюшки – царя
Родила богатыря»
(«Сказка о царе Салтане и сыне его Гвидоне»)
Команда 2
Царевич Гвидон в сказке 3 раза превращается в насекомых. Назовите, в каких насекомых? (Комар, муха, шмель)
Царевна Лебедь выполняет по желанию царевича Гвидона 3 чуда.
Какие это чудеса?
(«Белка песенки поет и орешки все грызет, а орешки непростые, в них скорлупки золотые», «В чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря» , Лебедь обернулась царевной «Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит»)
3.Сколько жил старик со своею старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (Тридцать лет и три года)
- Из какой сказки этот отрывок? О ком он написан?
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки
Что и жизнь в такой тревоге?
Вот он с просьбой о подмоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу» (“Сказка о золотом петушке”, о царе Додоне).
Кто и из какой сказки говорит такие слова?
«Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
(Царица из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»)
- К кому обращался королевич Елисей в поисках своей невесты? (К солнцу, месяцу и ветру)
- Кем хотела стать старуха? (Столбовою дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою)
- Какую песню поет белочка, грызя золотые орешки? («Во саду, ли в огороде»)
- Послушайте отрывок из сказки:
«В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею».
О ком идет речь? Из какой это сказки? (О старухе из «Сказки о золотой рыбке»).
Заключительная часть викторины.
- Подведение итогов викторины.
- Награждение команд.