ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА НА ТЕМУ: «СКАЗКИ АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА ПУШКИНА»

0
149

 

Волгушева Юлия Викторовна

Торгашева Наталья Яковлевна

Павлова Галина Васильевна

воспитатели

МБУ «Школа № 26»

СП детский сад «Тополек»

г. о. Тольятти

 

Дидактические единицы:

Викторина (литературная); литературные жанры: сказка, загадки; особенности жанров: смысл (основная идея), языковые средства.

Авторы произведения: русские народные произведения, главные герои (имена, характер), содержание произведений (основная идея).

Вид (разновидности) деятельности детей: познавательно-игровая, литературно-познавательная, литературно-коммуникативная.

Способ оценивания результатов викторины: в тубу каждой команды после правильного выполнения каждого задания ведущий помещает одну фишку; после выполнения последнего задания подсчитывается количество фишек, полученных командами; победителем становится команда, получившая большее количество фишек.

Способ награждения детей:

Команды выстраиваются напротив друг друга, ведущий озвучивает количество фишек, полученных каждой командой; награждает победителей медалями «Победители викторины». Участники, которые набрали меньше по количеству фишек, награждаются медалями «Участники викторины».

Образовательные задачи:

  1. Прививать у ребенка любовь к книгам и чтению (ХЭР).
  2. Способствовать использованию детьми представлений о сказках А.С. Пушкина при выполнении поисковых заданий литературного содержания (ПР).
  3. Формировать у детей представления о мире добра и справедливости, закрепленных в произведениях художественной литературы и малых фольклорных формах (СКР + ХЭР).
  4. Формировать у детей умение строить разные типы высказываний в зависимости от ситуации, соблюдая их структуру (описание, повествование, рассуждение) (РР).
  5. Развивать интерес детей к командной работе в решении поисковых задач, к художественной литературе, желание и умение обозначать свое отношение к сказкам и поступкам персонажей (СКР+ПР).

Материалы и оборудование

Стимульный материал:

  • объявление о викторине;
  • выставка книг по сказкам А.С.Пушкина;
  • медали с надписью «Победители викторины» красного цвета (по количеству участников команды); медали с надписью «Участники викторины» желтого цвета (по количеству участников команды);
  • материал для подведения итогов викторины (тубы для фишек на столах участников, фишки).

Материалы для деятельности детей:

  • картинки с изображением насекомых из «Сказки о царе Салтане» картинки с изображением насекомых из «Сказки о царе Салтане»;
  • картинки с изображением месяца, солнца и ветра;
  • аудиозапись музыки для танцевально-музыкальных пауз.

Дидактический материал:

  • карточки с заданиями;
  • правила поведения участников викторины.

Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей: магнитофон, демонстрационная магнитная доска.

Методы и приемы

  1. Рассматривание объявления о проведении викторины, обсуждение подготовки к участию в викторине:

– Кто хочет принять участие в викторине?

– Кого мы выберем капитаном?

– Как мы назовем команды?

– Как команды будут приветствовать друг друга?

– Какие правила должны соблюдать участники викторины?

– Что нужно сделать, чтобы победить в викторине?

  1. Объяснение правил проведения викторины с использованием наглядного материала.
  2. Объяснение заданий, инструктаж по их выполнению
  3. Обсуждение результатов выполнения заданий:

Правильно ли выполнено задание?

Почему вы считаете, что задание выполнено правильно?

Есть ли дополнения у команды-противника или другие варианты ответа?

  1. Исправление ошибок, допущенных командами.
  2. Похвала за правильный ответ, активность, соблюдение правил, подчеркивание достоинств ответов, их качественная оценка.
  3. Заключительное слово и награждение участников викторины.

Ведущий приглашает участников викторины «Победители викторины» для подведения итогов и награждения. Команды выстраиваются напротив друг друга, ведущий озвучивает количество фишек, полученных каждой командой; вручает детям медали: «Победители викторины» (за большее количество фишек) и «Участники викторины» (за меньшее количество фишек).

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОМАНД

Задание 1. «Подскажи словечко».

– Жил старик со своею старухой

У самого синего … (моря).

– Родила царица в ночь не то сына, не то дочь;

Не мышонка, не лягушку, а неведому … (зверюшку).

– И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи … (кругом).

– Белка песенки поет, да орешки все … (грызет).

– Нужен мне работник: повар, конюх и … (плотник).

– Вот мудрец перед Дадоном стал и вынул из мешка … (Золотого петушка).

Задание 2. «Из какой сказки предметы».

В коробке лежат предметы (орех, белка, яблоко, рыбка, месяц, зеркало). (Дети с закрытыми глазами выбирают предмет из коробки, достают и называют сказку).

Задание 3 «Сказочные последовательности»

Инструкция: Разложите картинки в правильной последовательности.

Команда 1.На магнитной доске выложены картинки с изображением насекомых из «Сказки о царе Салтане». Дети должны разложить их в «сказочной» последовательности: князь Гвидон сначала превратился в муху, потом в комара и, наконец, в шмеля.

Команда 2.На магнитной доске выложены картинки с изображением месяца, солнца и ветра. Дети должны расставить их в той последовательности, в которой царевич Елисей из сказки «О мертвой царевне» обращался к ним с вопросом о своей невесте.

Задание 3 «Собери картинку»

Инструкция: Соберите картинку и назовите произведение.

Команда 1. «Сказка о рыбаке и рыбке».

Команда 2. «Сказка о царе Салтане».

Задание 4 «Определите по иллюстрации сказку А. С. Пушкина и назовите героев».

Инструкция: Найдите иллюстрацию к сказке Пушкина и назовите героев.

Команда 1.На магнитной доске выложены иллюстрации к сказкам Ершова «Конек-горбунок» и Пушкина «Сказка о царе Салтане». Дети должны выбрать иллюстрацию к сказке Пушкина и назвать героев (царь, царица, князь Гвидон, царевна Лебедь, ткачиха, повариха, сватья – баба Бабариха и т.д.)

Команда 2.На магнитной доске выложены иллюстрации к сказкам Ш. Перро «Золушка» и «Спящая красавица» и Пушкина «Сказка о золотом петушке». Дети должны выбрать иллюстрацию к сказке Пушкина и назвать героев (царь Додон, петушок, Шамаханская царица и т. д.)

Задание 5 «Узнай сказку по следующим словам».

Инструкция: Определите, каким сказкам принадлежат слова, которые я буду называть.

Команда 1.

  1. Путь – дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. («Сказка о мертвой царевне».)
  2. Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке».)

Команда 2.

  1. Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, веревка, наказание. («Cказка о попе и о работнике его Балде».)
  2. Рать, воеводы, царь, мудрец, шатер, Шамаханская царица, звездочет, петушок. («Сказка о золотом петушке».)

Задание 5 «Блиц-опрос». Инструкция: Ответьте на вопросы.

Команда 1.

В какой сказке Пушкина упоминается остров Буян? («Сказка о царе Салтане)

Подберите рифму:

«Ветер весело шумит, судно весело… (бежит)

Мимо острова Буяна в царство славного… (Салтана)

И желанная страна вот уж издали…»(видна)

В какой сказке есть такое диво?

«Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря» («Сказка о царе Салтане»)

  1. В какой сказке старушонка бросила царевне яблоко? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
  2. Сколько раз закидывал старик невод? (Три раза)
  3. С чем пришёл невод в первый, второй и третий раз? (В первый раз – с тиной; во второй – с травой морской; в третий – с золотой рыбкой).
  4. Как в сказке море отзывается на жадность старухи? (Помутилось, неспокойно, почернело, на море черная буря)
  5. Как золотая рыбка проучила старуху? (Старуха осталась у разбитого корыта)
  6. Из какой сказки эти слова?

«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Говорит одна девица:

«Кабы я была царица

Я б для батюшки – царя

Родила богатыря»

(«Сказка о царе Салтане и сыне его Гвидоне»)

Команда 2

Царевич Гвидон в сказке 3 раза превращается в насекомых. Назовите, в каких насекомых? (Комар, муха, шмель)

Царевна Лебедь выполняет по желанию царевича Гвидона 3 чуда.

Какие это чудеса?

(«Белка песенки поет и орешки все грызет, а орешки непростые, в них скорлупки золотые», «В чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря» , Лебедь обернулась царевной «Месяц под косой блестит,  А во лбу звезда горит»)

3.Сколько жил старик со своею старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (Тридцать лет и три года)

  1. Из какой сказки этот отрывок? О ком он написан?

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки

Что и жизнь в такой тревоге?

Вот он с просьбой о подмоге

Обратился к мудрецу,

Звездочету и скопцу» (“Сказка о золотом петушке”, о царе Додоне).

Кто и из какой сказки говорит такие слова?

«Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

(Царица из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»)

  1. К кому обращался королевич Елисей в поисках своей невесты? (К солнцу, месяцу и ветру)
  2. Кем хотела стать старуха? (Столбовою дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою)
  3. Какую песню поет белочка, грызя золотые орешки? («Во саду, ли в огороде»)
  4. Послушайте отрывок из сказки:

«В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуга огрузили шею».

О ком идет речь? Из какой это сказки?  (О старухе из «Сказки о золотой рыбке»).

Заключительная часть викторины.

  1. Подведение итогов викторины.
  2. Награждение команд.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь