Базарова Александра Евгеньевна
Емельянова Людмила Николаевна
воспитатели
Бебекян Наталья Викторовна
педагог-психолог
МБДОУ «Незнамовский ДС «Боровичок»
Старооскольского ГО
Материал принимает участие во Всероссийских педагогических чтениях «Поэзия и сказки А.С. Пушкина как средство духовно-нравственного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста»
СКАЗКИ А.С. ПУШКИНА – ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
секция – 2. Ценность сказок А.С. Пушкина и их влияние на всестороннее развитие ребенка
Огромным потенциалом в духовно-нравственном воспитании детей обладают сказки А.С. Пушкина. Они знакомят их с народным творчеством, историей и традициями народа, способствуют формированию нравственных эталонов – трудолюбия, доброты, смелости, формируют негативное отношение к жестокому отношению и жадности:
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо…»
В. А. Сухомлинский считал, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем».
Сказки великого русского поэта оставляют яркий след в жизни каждого человека: «…Я сказками волшебными согрет, что музыкой в душе моей звенели».
Список его сказочных произведений невелик, но в каждом из них содержится кладезь народной мудрости. Образы, оживающие в его сказках – богатыри и прекрасные царевны, хитрые представители нечистой силы, смекалистые крестьяне, мудрецы и глупые цари, пришедшие к нам с чтением в детстве, волнуют воображение маленького читателя и воспоминания взрослых.
Начинать читать сказки Пушкина ребёнку можно с любого возраста. Малышам будут интересны герои сказок, события, происходящие вокруг них. Чуть позже, в старшем возрасте, придёт понимание, почему с теми или иными героями происходят неприятности, как удаётся им выпутываться из сложных ситуаций.
Чему учат сказки Пушкина? Прежде всего, добру и пониманию, что любое зло будет наказано. В каждой сказке обличаются человеческие пороки, наглядно показывается, к чему приводит зависть, жадность, гордыня. Ещё они учат любить и ценить прекрасный русский язык, каждая строчка просится, чтобы её запомнили. Добиться такой красоты и такой простоты довольно трудно. Пушкин, часто подолгу работая над каждой строкой, не копировал народные сказки, а переделывал их, придавая новую глубину или, вернее, вскрывая те глубины, которые в народной сказке есть, но которых поверхностные читатели не могли увидеть. И пусть этот мир, созданный Пушкиным, сказочный, но всё в нём полно жизни и правды. Пусть не бывает на свете чертей или говорящих золотых рыбок, но неподдельна красота этого мира, правдивы человеческие чувства, мудры мысли – и радостные и горькие, – которые Пушкин увидел в древней народной поэзии и воплотил в лёгких и прекрасных стихах. Отличительными чертами сказок Пушкина является их оптимизм, в них добро всегда побеждает зло. Кроме того, каждая его сказка несёт в себе какой-либо нравственный урок:
Сказка ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок!
Например, сказка «О рыбаке и рыбке» показывает читателю, что нельзя быть корыстным и жадным человеком. Если выпал шанс поменять свою жизнь к лучшему, то нужно остановиться и радоваться тому, что имеешь, иначе можно остаться у разбитого корыта.
Пушкин в своих сказках называет чувства. Современные дети не знают названия чувств, из богатой палитры чувств они в основном замечают крайние: любовь – ненависть, радость – горе… А ведь есть жалость, сочувствие, зависть и т.д., а у Пушкина что ни строчка, то целая палитра эмоций, чувств, настроений. «Поэзия Пушкина, в том числе и его сказки, – лучший воспитатель чувств». Обратим внимание на содержащееся в сказках богатство словесных терминов, выражающих чувства в форме существительных: грусть, горе, восхищение, тоска, злость.
Каждое из выделенных слов и сочетаний может стать материалом для разговора с читателями-детьми о сложной и многогранной сфере человеческих чувств… Важная роль в языке чувств принадлежит, как ни странно, молчанию, и на это надо обратить внимание детей. Положительные персонажи у него обычно молчаливы. Свои чувства они выражают сдержанно, немногословно: как день ненастный тих Гвидон, в горести душевной ищет свою невесту Елисей, кротко говорит о своих переживаниях царевна, попавшая в чужой дом. В отличие от них отрицательные персонажи крикливы, их чувства малоуправляемы, их накал доведён до аффектов, сопровождаемых часто бранью (“Дурачина ты, простофиля”) или физическим действием (“Она бьёт их, за чупрун таскает”)». Зависть и ложь сестёр и бабки Бабарихи из «Сказки о царе Салтане» привели к страданиям и трудностям царицы и её сына, но побеждает любовь и прощение. Читатели всем сердцем на стороне «светлого мира» сказки, олицетворенного в образах царицы-матери, князя Гвидона, царевны Лебеди. Только образ царя Салтана вызывает сомнения и раздумья.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела в последние годы особое значение. Это связано, прежде всего, со снижением культурного и интеллектуального уровня развития подрастающего поколения. Большими возможностями в плане духовно-нравственного развития обладают сказки. Начиная со сказки, ребенок знакомится с захватывающим литературным миром, в котором отражаются взаимоотношения, присущие миру людей. За образами героев сказок скрыты духовно-нравственные понятия, символизирующие эталоны нравственности, которые в свою очередь, должны прочно закрепиться и в реальной жизни детей, регулируя их мысли и поступки.
«Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна тепла и ласки!
Читайте Пушкина всегда, – вот вам подсказка,
И пронесёте сквозь года вы радость сказки!»
Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Именно сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. Чем раньше сказка коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что «чувства добрые» возьмут в них верх над злыми.
Так что же в итоге значат для нас сказки А.С. Пушкина? Они отражают определенный уклад жизни людей, крестьян, старинный быт, приметы, общение друг с другом. Под его пером это не просто сказки, не литературное произведение, это – волшебный и неповторимый мир, где оживают герои, которые воспитывают, поучают и помогают нам по – другому взглянуть на жизнь. Именно поэтому сказки А.С. Пушкина так важны, они учат нас верить в себя, в собственные силы, тому, что чудеса происходят не только благодаря волшебству и колдовству – его можно творить своими руками и своим храбрым сердцем. Сказки прививают любовь к чтению, помогают развивать воображение, память детей, воспитывают нравственные стороны каждого читателя. Они всегда будут интересны как взрослому, так и ребенку, и каждый сможет найти в них что-то важное для себя.
Список литературы:
- Володина В.В. Воспитание нравственно-волевых качеств дошкольников в условиях семейного воспитания // Вестник научных конференций: электрон. изд. – 2022. – № 11-6 (87). – С. 43-44.
- Гончарова С.В. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в современном образовательном пространстве ДОУ: задачи, принципы, содержание, методы / С.В. Гончарова, Е.С. Криветченко. //г.-к. Анапа, 15 декабря 2022 г.
- Петрова Т.И. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством инсценирования сказок / Т.И. Петрова, Л.А. Короткова // Актуальные исследования. – 2022. – № 23(102). – С. 88-90.