ДЕТСКАЯ ИНИЦИАТИВА, КАК КЛЮЧЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

     Материалы авторов печатного сборника практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – МАЙ-2021»

Шкинёва Татьяна Михайловна

воспитатель логопедической группы

МБДОУ «Детский сад№ 87»

г. Иваново

ДЕТСКАЯ ИНИЦИАТИВА, КАК КЛЮЧЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Высокая скорость совершенствования технологий, большое количество разнообразной информации и быстрая её сменяемость, неопределённость рынка профессий — всё это вызовы XXI века, которые требуют от педагогов пересмотра педагогической парадигмы. Наша задача, в сложившейся ситуации, заложить внутренний стержень, который обеспечит ребёнку устойчивость сегодня, завтра, и годы спустя. Среди ведущих компетенций, определяющих успешность и результативность личности, современные психологи называют самостоятельность, способность к адаптации, критическое и творческое мышление, коммуникация, умение работать в команде, самообучаемость, нестандартный подход к решению трудных задач. Базисом для развития этих качеств, является инициативность.

Рекламное сообщение

     Инициативность — это тот механизм, который обеспечивает прогресс, как отдельной личности, так и человечества в целом. Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативы была и остается в современной педагогике одной из самых актуальных.

     Работая на логопедической группе, я заметила, что дети с речевыми нарушениями очень сложно общаться со сверстниками и взрослыми. Игры детей носят индивидуальный, обособленный характер. Ребёнок, придя в группу, не способен выбрать род занятий, участников по совместной деятельности, не проявляет самостоятельность и инициативу в игре, познавательно – исследовательской, продуктивной и других видах деятельности. При организации образовательной деятельности на стартовом этапе мы сталкиваемся со следующими сложностями:

    В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности». Значимость развития детской инициативы и самостоятельности, в частности, отражены в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования. (п.4.6 ФГОС ДО).

   Инициативность – способность личности, выраженная в стремлении к самостоятельным общественным начинаниям, инициативе, активности. (Педагогический словарь).

    По определению: инициатива – почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость. (Толковый словарь Ожегова).

    Проблеме проявления инициативы уделяли многие известные психологи и педагоги.

    Л.С. Выготский в своей работе «Детская психология» отмечал, что: «Проблема формирования детской инициативности является крайне актуальной, как в теоретическом, так и в практическом плане». Г.А. Цукерман отмечает, что важным показателем познавательной активности является способность ребенка сформулировать вопрос, помогающий добыть информацию, необходимую для успешного действия. Инициатива способствует успешной социализации ребенка. Социальная активность и инициатива накладывают отпечаток на взаимоотношения ребенка с окружающим миром.

    Ж. Пиаже и Э. Эриксон выявили, что развитие детской инициативы – одно из направлений развития личности, основой которой являются ее социально-значимые качества: стремление к самореализации; познавательная активность; развитая эмоционально-волевая среда; самостоятельность; произвольность поведения; общительность и коммуникативность; творческий подход к деятельности.

    В изучении свойств личности психологи установили, что целесообразность формирования на этапе дошкольного детства у детей самостоятельности и инициативности является основным принципом развивающего обучения и воспитания ребенка.

     Исследования психологов доказывают, что в дошкольный период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, ответственности, творчества. Современные педагогические работы и моя собственная практика показывают, что основной проблемой дошкольного образования является потеря инициативы среди детей, это требует значительных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Именно поэтому, целью своей работы я вижу развитие инициативы дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности, чтобы каждый ребенок мог самореализоваться, развить свои умственные и творческие способности, стал более общительным и доброжелательным, свободно выбирал вид деятельности, активно участвовал в совместной деятельности, самостоятельно принимал решения, выражая свои чувства и мысли, проявлял инициативу.

Исходя из цели, были поставлены задачи:

  • Создавать благоприятные условия для формирования и развития детской инициативы в разнообразных видах детской деятельности;
  • Способствовать развитию творческого потенциала и самостоятельности детей;
  • Создавать развивающую предметно – пространственную среду, способствующую поддержке детской инициативы;
  • Повышать уровень информационной компетентности родителей, по вопросам инициативности, творчества и самостоятельности детей.

    Данное направление требовало от меня не только тщательного изучения методической и научной литературы, а также определения необходимых подходов, эффективных педагогических методов и технологий для решения поставленных задач. Для меня стало важным создание условий для поддержки детской инициативы, возможности ее проявления, как в процессе непосредственной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Кроме того, приоритетным направлением стал подбор эффективных методик зарождения и проявления детской инициативы с учетом индивидуальных особенностей и потребностей каждого отдельно взятого ребенка.

    Создание условий для развития детской инициативы я начала с мониторинга развивающей предметно – пространственной среды. Так был подготовлен и реализован проект «Инициатива начинается с приемной». Целью проекта стало выявление потребностей, интересов и склонностей каждого ребенка.  Совместно с детьми, мы создали инициативные экраны. Приходя в детский сад, дети имеют возможность прикреплять к своим шкафчикам карточки с картинками – символами, которые информируют педагога о том, чем бы хотел заниматься в течение дня ребенок. Такой подход является наиболее эффективным на первоначальном этапе работы, при знакомстве с новыми воспитанниками, так как дошкольник имеет возможность не вербально выражать свои мысли, планировать деятельность на ближайший день. Кроме того, в процессе прикрепления карточки участвуют родители, которые также вовлечены в образовательный процесс. Именно с родителем ребенок может обсудить, что ему особенно интересно узнать, сделать или изучить сегодня. Этот метод очень нагляден для воспитателя и может являться основой диагностики по изучению предпочтений и интересов воспитанников.

     В групповой комнате были созданы Центры активности, которые дают, детям возможность самостоятельно индивидуализировать образовательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов. Материалы, содержащиеся в центрах, стимулируют активность детей, заставляют их использовать все органы чувств.  Наша группа представляет собой лабораторию, в которой дети проводят эксперименты в качестве исследователей, художников, ученых, практикуются в дружеских взаимоотношениях, а разнообразный материал подталкивает детей к непрерывным творческим открытиям, решению проблем. Образовательная среда приемной и группы открыта для детей их авторских поделок, рисунков, пособий, коллекций. Результатами своей деятельности они делятся со сверстниками и воспитателями.

    Проектная деятельность стала для нашего детского коллектива неотъемлемой частью образовательного процесса – его основой. Каждый проект имеет свой результат и формирует пути для его достижения. Проектный метод обучения актуален для развития инициативы и самостоятельности у детей, формирует умения делать выбор и стремиться к планомерному достижению намеченной цели. Здесь важно быть партнером, помощником детей. Метод проектов способствует пониманию детьми необходимости договариваться, откликаться на чужие идеи, умение сотрудничать, выслушивать другую точку зрения для достижения результата процесса познания.

    Каждый проект имеет свой конечный результат. Совместно с детьми, мы разрабатываем макеты: «Животные жарких стран», «След из прошлого», «Что такое растение?», лэпбуки: «Безопасная дорога», «Россия – Родина моя», «Со спортом мы дружны», «Путешествие в космос», «История деревянной избы» на изучаемую тему, создаем коллекции, организуем флэш-мобы и акции, например, «Засветись», «Покормите птиц», «Правила твои друзья и забывать про них нельзя», «Безопасный интернет».

    Коллекционирование – еще один эффективный способ формирования и поддержки проявления детской инициативы в процессе познавательно – исследовательской деятельности. «Музей камня», «Из чего сделан предмет?», «Что вырастет из семечек?», «Удивительные ракушки» всё это коллекции, собранные детьми и пополнившие развивающую предметно – пространственную среду группы.

    При организации и планировании непосредственно образовательной деятельности я использую метод проблемного обучения. Благодаря этому методу, ребенок становится полноправным участником образовательной деятельности, систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, где у него происходит формирование подвижности и вариативности мышления, активизация мыслительной деятельности. Важно и необходимо педагогу качественно владеть методом проблемного обучения. Уметь лавировать, наводить на мысль, правильно формулировать вопрос, давать возможность высказываться разными способами (вербальными и не вербальными), уважать и принимать мнение детей, быть готовым к экспромту. При внедрении данного метода в образовательный процесс, процесс познания дошкольниками становится более эффективным, осмысленным и сложным.

    Инновационной для детского коллектива стала технология, которую мы назвали «Совет дошколят». Данная технология позволяет максимально эффективно освоить и реализовать тот или иной проект и делает дошкольника участником образовательного процесса на паритетных началах с воспитателем. Технологию эффективней вводить в повседневный образовательный процесс постепенно, начиная со второго полугодия старшей группы. «Совет дошколят» помогает реализовывать образовательную деятельность, оптимально раскрывая потенциал участия детей изо дня в день. Позволяет вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим твою жизнь и жизнь группы, совместно находить решения вопросов и задач, возникающих в процессе совместного жизнетворчества. Говоря простым языком, «Совет дошколят — это общее собрание группы детей вместе с педагогом. Участвуя в Совете, каждый получает возможность рассказать о событиях в своей жизни, описать свои переживания, поделиться желаниями, а также получить новую информацию от других. Так мы с ребятами узнали, что у каждого камня есть свой рисунок, у какого растения самые длинные корни на земле, раскрыли секрет еловой шишки, изучили свойства магнита, познакомились с разнообразием и назначением тканей. По инициативе детей и взрослых мы планируем темы, предстоящие занятия, устанавливаем групповые правила: «выслушай до конца», «уважай мнение другого», «спроси, если интересно», «выскажи свою точку зрения» и прочие, поддерживаем позитивное расположение духа, проводим разного рода опыты, игры и упражнения (речевые, артикуляционные, совместное пение, чтение). Так как взрослые и их формы общения всегда являются примером для детей, то культура участия может быть сформирована только постоянной ежедневной практикой. В этом случае идеи, отвечающие интересам и желаниям детей, являются продуктивными и основательными. Например, участие детей в выборе темы проекта обеспечивает «запуск» познавательных интересов; самоопределение в видах деятельности развивает внутреннюю мотивацию; принятие самостоятельных решений относительно действий и их результатов воспитывает ответственность. Опора на опыт детей – чувственный (сенсорный), эмоциональный, кинестетический, представляет большие возможности для вовлечения детей в живой заинтересованный разговор, который может продолжиться планированием образовательного проекта. Алгоритм деятельности Совета:

  • Инициирование сбора Совета ребенком группы или педагогом (вербальные и не вербальные способы к необходимости собрать Совет).
  • Вовлечение детей в активное выдвижение идей, обсуждение возможных вариантов действий, создание проблемных ситуаций, и в итоге – в выбор темы образовательного проекта.
  • Составление плана действий.
  • Реализация задуманного.
  • Итоговый продукт, либо действие как проявление реализации задуманного.

    Функциональная эффективность Совета дошколят в 2019 году представлена книгой, сделанной при ведущем участии детей под названием «Ивановский край – родной уголок». Это книга является универсальным пособием, стимулирующим познавательную активность детей, демонстрирует инициативность и находчивость детского коллектива. Все идеи, изложенные детьми в ходе Совета дошколят, нашли воплощение в этой книге. Книга находится в открытом доступе для детей, расположена в патриотическом уголке группы.

    Выпуск книги, стенгазеты, оформление творческой выставки – эффективные методы стимулирования детской инициативы и активизации познавательных процессов.

    Исследуя, изучая, рассуждая, познавая окружающий мир, ребенок имеет возможность создавать собственными руками итоговый продукт, являющийся результатам процесса постижения и усвоения сложного и нового тематического материала. Новая форма подведения итогов очередного проекта – «защита открытий». В данной форме я увидела большой потенциал и возможность вывести процесс познавательно – исследовательской деятельности на уровень, где ведущая роль отведена ребенку.  Так, моими дошколятами совершены такие открытия как: раскрытие еловой шишки в стакане воде, невозможность существования растения без света, лук – друг от всех болезней и недуг и прочие. Дошкольник получает возможность рассказывать и вовлекать в интересующую тему своих сверстников, отстаивать свою точку зрения, делиться достижениями и открытиями, заразить энтузиазмом и вселить чувство уверенности в сверстников, что они тоже смогут рассказать о самом интересном и увлекательном.

    Совет дошколят стал для меня как для педагога универсальной технологией реализации проекта, совместного с детьми формирования и погружения в познавательно – исследовательскую деятельность.

  • Паритетность начал всех участников совета;
  • Умение взаимодействовать в группе, совместно обсуждать план действий и двигаться к решению поставленных задач;
  • Возможность проявление своей индивидуальности, позиции, мнения;
  • Умение слушать, проявлять выдержанность и уважение к участникам Совета;
  • Формирование навыков монологической и диалогической речи в процессе обсуждения или выражения своего мнения;
  • Обеспечивает возможность для формирования сложных и очень важных навыков рефлексивности.

В результате правильно построенной работы с детьми нашей группы, можно заметить, ребята научились самостоятельно осваивают материал, используя при этом разнообразные средства, самостоятельно делают выводы, не стесняются спросить, предлагают темы для обсуждения сверстникам. Ребята более уверенно достигают намеченной цели, могут самостоятельно формулировать проблемы и гипотезы, предполагают варианты решения проблемных ситуаций. И это огромное достижение для детей нашей логопедической группы.

Оттолкнувшись от самостоятельности и инициативности детей при организации познавательной деятельности, я увидела результат формирования важных для ребенка качеств и компетентностей, которые являются ключевыми в развитии личности: умственная и творческая активность; любознательность и наблюдательность; проявление целеустремленности и воли; развитие и совершенствование речевых навыков, культуры связной речи.

В заключении хотелось бы всем напомнить, что «если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».

Используемая литература:

1.Алиева Т., Урадовских Г. Детская инициатива – основа развития познания, деятельности, коммуникации // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 9.

  1. Детская инициатива: поддержка и развитие. // Детский сад: теория и практика №6, 2016 г.
  2. Коротаева, А. В. Святцева // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2016. – № С. 669-671. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26396053 (дата обращения: 14.10.2020)
  3. Нищева Н.А. Воспитываем дошкольников самостоятельными / Н.А. Нищева // Сборник статей СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
  4. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендации /под ред. О. В. Дыбиной/ – М.: Центр педагогического образования, 2008г.
Всероссийская АКЦИЯ - КОНЦЕРТВсероссийская Акция-концерт

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь