Буравлева Эльвира Викторовна
учитель-дефектолог
МБДОУ ДС № 45 «Росинка»
г. Старый Оскол
Публикация в печатном сборнике
Всероссийский сборник практико-ориентированных материалов
«Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – СЕНТЯБРЬ-2024
СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Каждый человек на планете пользуется анатомо-физиологической системой своего организма, органами чувств – слухом, вкусом, осязанием, обонянием, вестибулярным аппаратом. За выполнение простых и сложных рефлексов отвечает нервная система, поэтому каждое действие обрабатывается мозгом. Все эти процессы возможно контролировать и необходимо развивать. Для этого существует специальное направление – сенсорная интеграция. Простыми словами, сенсорная интеграция – это взаимодействие всех органов чувств, при котором все ощущения и раздражители упорядочиваются таким образом, чтобы ребенок мог адекватно реагировать на определенные стимулы и правильно действовать в соответствии с ситуацией. Признаками нарушения сенсорной интеграции являются: гиперактивность или повышенная отвлекаемость, трудность с языком и речью, проблемное поведение, нарушение координации и мышечный тонус, трудности удержания равновесия, эмоциональная нестабильность.
Существуют некоторые советы для занятий сенсорной интеграцией, использование которых оказывают положительный эффект.
- Игры с глиной, пластилином, тестом и прочими пластичными массами.
Чтобы развивать тактильное восприятие, детям необходимо трогать разнообразные текстуры и играть с ними.
- Тяжелая работа.
Такой вид деятельности подходит тем детям, которые испытывают трудности в регулировании уровня своего возбуждения. Такие дети часто прыгают, бегают, ломают вещи. Регулярная нагрузка для их нервной системы поможет им успокоиться. Хорошими упражнениями являются прыжки на батуте, толкание предметов, лазанье по канату.
- Игры с песком и водой.
Игры с песком и водой дают ребенку тактильную стимуляцию. Можно переливать воду в разные емкости и сосуды, добавляя мыльные пузыри. Спрятав маленькие игрушки в песке, просите ребенка найти их.
- Программа для сна.
Дети часто испытывают трудности с засыпанием и сном, в таком случае могут оказать помощь аппараты, которые производят звуки природы, утяжеленные одеяла, пузырьковые трубы и прочее.
- Ароматерапия.
Есть дети, которые очень чувствительны к запахам, или наоборот не чувствуют их. Вашему ребенку доставят удовольствие ароматические масла, диффузоры. Можно предложить ребенку носить с собой банку ароматического масла, запах которого ему приятен, и нюхать его, когда посторонние запахи трудно переносить.
- Вибрирующие игрушки и массажеры.
Вибрирующие изделия и игрушки используются как для стимуляции, так и для успокоения. Есть несколько идей: массажные маты, детские вибрирующие стульчики, массажные кресла.
- Сенсорная комната.
В этой комнате можно расположить музыкальные игрушки, ароматические диффузоры, мягкие одеяла и подушки, кресла-мешки, ночники, пузырьковые трубы и прочее.
Эффективность сенсорной интеграции зависит от возраста пациента: чем раньше начаты занятия, тем выше вероятность положительных изменений.
Список литературы:
- Айрес, Э. Дж. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. Москва, 2009. 272 с.
- Акименко, А.К., Бурмистрова, Е.Д., Шипова, Л.В. Основы специальной психологии / [под ред. Л.В. Шиповой]. Саратов: ИЦ «Наука»,2013. 335 с.
- Аршатская, О.С. Психологическая помощь ребенку раннего
- возраста при формирующемся детском аутизме / О.С. Аршатская. Москва, 2005. 167 с.
- Баенская, Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием. Младший дошкольный возраст // АЛЬМАНАХ ИКП, 2001.- № 4.