СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ

Гонева Светлана Нурисламовна
учитель-логопед
Пушкарева Людмила Геннадьевна
воспитатель
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области кадетская школа-интернат «Екатеринбургский кадетский корпус войск национальной гвардии Российской Федерации» структурное подразделение ДОУ № 565, г. Екатеринбург

Публикация в печатном сборнике
Всероссийский сборник практико-ориентированных материалов
«Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – СЕНТЯБРЬ-2024

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ – проект

Актуальность.

Все мы говорим о возрождении России, но ведь оно невозможно без возрождения культа семьи. Ведь с момента крещения Руси люди жили по законам духовности и нравственности. Так жила и семья, признававшаяся главной человеческой ценностью.

В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение.

Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев. Устройство их семейного уклада постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом они творят уникальный мир своего дома. Какие-то традиции перешли к ним от родителей, какие-то они создают сами. Они прекрасно понимают, что соблюдение традиций – это путь к единению семьи.

материалы в печатный сборник 

Сегодня много говорят о традициях Они представляются нам чем-то глобальным, чем-то далеким, происходящим то ли на государственном, то ли на национальном уровне. Но именно о таких мелочах, которые принято называть семейными традициями, мы почему-то забываем. Традиции – это мама, каждый вечер рассказывающая детям сказку на ночь, это папа, который превращается в Деда Мороза тайком на лестнице, и миллион мелочей, которые есть только в вашей семье и которые остаются с вами, сладкими воспоминаниями о детстве.

Семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между супругами. Это еще и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для одной семьи.

Семья – это самая благородная форма существования человека и формирование, развитие культурного общества невозможно без соблюдения традиций.

Проект «Семейные традиции» направлен на знакомство детей с устоями, обычаями каждой семьи и передачу их из поколения в поколения.

Цель проекта:

Осуществлять взаимодействие ДОУ и семьи через приобщение детей к семейным традициям.

Задачи проекта:

  • Выявить уровень знаний детей о семейных праздниках, о своей родословной
  • Сплотить детей и родителей единой творческой мыслью через изучение семейных традиций.
  • Создать условия для совместной работы ДОУ и семьи по возрождению семейных традиций.
  • Воспитывать уважение к членам своей семьи.
  • Укрепить отношения между семьей и дошкольным учреждением.

Описание проекта.

Этапы реализации проекта.

I этап – «Исток» – подготовительный – ознакомительный

Цель этапа: Выявление знаний детей о семейных традициях. Беседы с детьми об их семье, родственниках, семейных праздниках.

II этап – «Устье» – просветительский

Цель этапа: Знакомство детей с существующими семейными праздниками через разные формы работы:

1.Консультации для родителей:

  • – Народные праздники;
  • – Сказки, рассказанные на ночь;
  • – Колыбельная для малышей;
  • – День рождения – только раз в году;
  • – Как удивить детей новогодними подарками;

2.Занятия с детьми на темы:

  • – «Моя семья»;
  • – «Наши имена»;
  • – «Кем я могу гордиться в моей семье»;
  • – «Моя родословная»;
  • – «Семейные праздники и традиции»;
  • – «Откуда произошла моя фамилия?»;
  • – «Герб моей семьи».
  • – Рисование с детьми на темы:
  • «Праздник в нашей семье»;
  • «Маму свою очень люблю»;
  • «Папа и я – лучшие друзья».
  • «Неразлучные друзья – взрослые и дети».

3.Выставка «Моя мама».

III этап – «С маленького ручейка начинается река» – заключительный

Цель этапа: Использование эффективных технологий для реализации данного проекта.

Конкурс «Моя родословная».

Семья должна узнавать о своих предках, знать свои корни, происхождение фамилии, в рамках этого проекта мы предлагаем провести конкурс «Моя родословная». Чтобы этот конкурс проходил интересно и познавательно, каждой семье нужно составить генеалогическое древо, а детям рассказать о своей родословной, познакомить, от кого и откуда произошел их род. Каждой семье нужно как можно дальше продлить ветви родства. Все будет свидетельствовать о большой проделанной работе каждой семьей.

Конкурс «Семейный герб»

Во времена средневековья зародилась традиция изображения семейного герба. По сей день многие английские семьи придерживаются этой традиции. Хочется, чтобы и в нашей стране, в нашем ДОУ каждая семья имела свой герб, который будет передаваться из поколения в поколение, будет гордостью каждой семьи и уже глядя на него можно будет сказать: «Это герб моей семьи». Поэтому мы предлагаем родителям совместно с детьми придумать и нарисовать герб семьи и на семейном празднике рассказать о нем. Затем провести конкурс в детском саду.

Конкурс рисунков «Неразлучные друзья – взрослые и дети»

Конкурс проводится с целью содействия воспитанию духовно-нравственных основ, эмоционального мира ребенка через семью. Участие в конкурсе способствует развитию коллективного сотрудничества в семье, раскрытию творческого потенциала ребенка.

Презентация мини-проектов «Семейные традиции»

Семейных традиций множество – нужно просто внимательней взглянуть на жизнь семьи и привычные дела назвать громкими словами.

Семейные традиции семейного досуга: путешествия, отдых всей семьёй, праздники, чаепития, игры, прогулки. Традиции трудового воспитания: помощь по дому, совместное приготовление блюд, трудовые династии. Поддержание ценностей своего рода: составление своей родословной, посещение родственников, забота о близких, создание семейных фотоальбомов. Совместные увлечения, коллекционирование. Празднование религиозных и государственных праздников: День матери, Новый год, 23 февраля, 8 марта, День семьи, Рождество, Пасха и т.д.

Все это – традиции, о которых дети рассказывают в своих презентациях тем самым, приобщают других.

Конкретные ожидаемые результаты.

Мы предполагаем, что в результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители – приобретут определенные знания.

Дети будут знать:

  • имена дедушек, бабушек;
  • профессии бабушек и дедушек, своих родителей; прошлое своей семьи;
  • происхождение своей фамилии;
  • смогут составить рассказ о членах своей семьи, семейном гербе, родословной;
  • будут хорошо ориентироваться в генеалогическом древе своей семьи;
  • приобретут представления об общечеловеческих ценностях;
  • научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда; у них будет развито чувство гордости за свою семью.

Оценка результатов.

Главным критерием эффективности данного проекта является активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, а также полнота и прочность знаний детей о традициях своей семьи и своего народа.

Пользуясь всем педагогическим потенциалом, традиционных форм взаимодействия с семьей, проект «Семейные традиции» был реализован в ДОУ №565.

В ходе реализации проекта прошло много образовательных событий: совместные праздники и развлечения, познавательные мастер-классы и многое другое.

По завершению проекта был создан «сменный» музей. Концепт данной идеи достаточно простой. Есть сундук, в котором иногда меняется наполняемость. Мы назвали этот сундук – «сундук воспоминаний». Наполняют его сами дети вместе с взрослыми. Наполнение зависит от тематики музея. Дети принесли «семейные реликвии», открыв этот сундук-музей, ребенок рассказывал историю своей семьи, связанную с этой вещью. Так мы возрождаем культ семьи, передающийся из поколения в поколение.

Дети познакомились с понятиями, на которых строятся взаимоотношения в семье: любовь, взаимопомощь, взаимопонимание, сострадание, доброта, уважение. У детей сформированы представления о профессиях, которыми занимаются их родители, занимались их дедушки и бабушки. У дошкольников появилась гордость за принадлежность к своему роду, желание стать продолжателями лучших качеств своих предков.

Заключение.

Традиции семьи – это духовная атмосфера дома, это действие или порядок вещей, устоявшихся временем, повторяющихся в неизменном виде раз за разом. Это то, к чему привыкаешь и что воспринимаешь как должное. Мы думаем, что выбранное нами направление перспективно, что нравственно – патриотическое воспитание нужно начинать с рождения ребенка в каждой семье, с приобщения к традициям, ведь не секрет, что дети не чтут семейных традиций, т.к. они во многих семьях потеряны или забыты. А ведь какое приятное дело – ждать дня рождения, субботнего похода в парк или просто вечернего чаепития, маминой колыбельной или сказки на ночь, всех этих чудесных событий, без которых невозможно ощутить себя одной семьей, такой изобретательной, веселой, дружной и счастливой.

Очень важно следовать семейным традициям, хранить их, передавать из поколения в поколение. А самое главное – они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы можно было с гордостью сказать: «Мой дом – моя крепость».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь