Гонева Светлана Нурисламовна
учитель-логопед
Пушкарева Людмила Геннадьевна
воспитатель
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области кадетская школа-интернат «Екатеринбургский кадетский корпус войск национальной гвардии Российской Федерации» структурное подразделение ДОУ № 565, г. Екатеринбург
Публикация в печатном сборнике
Всероссийский сборник практико-ориентированных материалов
«Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – СЕНТЯБРЬ-2024
СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ – проект
Актуальность.
Все мы говорим о возрождении России, но ведь оно невозможно без возрождения культа семьи. Ведь с момента крещения Руси люди жили по законам духовности и нравственности. Так жила и семья, признававшаяся главной человеческой ценностью.
В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение.
Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев. Устройство их семейного уклада постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом они творят уникальный мир своего дома. Какие-то традиции перешли к ним от родителей, какие-то они создают сами. Они прекрасно понимают, что соблюдение традиций – это путь к единению семьи.
Сегодня много говорят о традициях Они представляются нам чем-то глобальным, чем-то далеким, происходящим то ли на государственном, то ли на национальном уровне. Но именно о таких мелочах, которые принято называть семейными традициями, мы почему-то забываем. Традиции – это мама, каждый вечер рассказывающая детям сказку на ночь, это папа, который превращается в Деда Мороза тайком на лестнице, и миллион мелочей, которые есть только в вашей семье и которые остаются с вами, сладкими воспоминаниями о детстве.
Семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между супругами. Это еще и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для одной семьи.
Семья – это самая благородная форма существования человека и формирование, развитие культурного общества невозможно без соблюдения традиций.
Проект «Семейные традиции» направлен на знакомство детей с устоями, обычаями каждой семьи и передачу их из поколения в поколения.
Цель проекта:
Осуществлять взаимодействие ДОУ и семьи через приобщение детей к семейным традициям.
Задачи проекта:
- Выявить уровень знаний детей о семейных праздниках, о своей родословной
- Сплотить детей и родителей единой творческой мыслью через изучение семейных традиций.
- Создать условия для совместной работы ДОУ и семьи по возрождению семейных традиций.
- Воспитывать уважение к членам своей семьи.
- Укрепить отношения между семьей и дошкольным учреждением.
Описание проекта.
Этапы реализации проекта.
I этап – «Исток» – подготовительный – ознакомительный
Цель этапа: Выявление знаний детей о семейных традициях. Беседы с детьми об их семье, родственниках, семейных праздниках.
II этап – «Устье» – просветительский
Цель этапа: Знакомство детей с существующими семейными праздниками через разные формы работы:
1.Консультации для родителей:
- – Народные праздники;
- – Сказки, рассказанные на ночь;
- – Колыбельная для малышей;
- – День рождения – только раз в году;
- – Как удивить детей новогодними подарками;
2.Занятия с детьми на темы:
- – «Моя семья»;
- – «Наши имена»;
- – «Кем я могу гордиться в моей семье»;
- – «Моя родословная»;
- – «Семейные праздники и традиции»;
- – «Откуда произошла моя фамилия?»;
- – «Герб моей семьи».
- – Рисование с детьми на темы:
- «Праздник в нашей семье»;
- «Маму свою очень люблю»;
- «Папа и я – лучшие друзья».
- «Неразлучные друзья – взрослые и дети».
3.Выставка «Моя мама».
III этап – «С маленького ручейка начинается река» – заключительный
Цель этапа: Использование эффективных технологий для реализации данного проекта.
Конкурс «Моя родословная».
Семья должна узнавать о своих предках, знать свои корни, происхождение фамилии, в рамках этого проекта мы предлагаем провести конкурс «Моя родословная». Чтобы этот конкурс проходил интересно и познавательно, каждой семье нужно составить генеалогическое древо, а детям рассказать о своей родословной, познакомить, от кого и откуда произошел их род. Каждой семье нужно как можно дальше продлить ветви родства. Все будет свидетельствовать о большой проделанной работе каждой семьей.
Конкурс «Семейный герб»
Во времена средневековья зародилась традиция изображения семейного герба. По сей день многие английские семьи придерживаются этой традиции. Хочется, чтобы и в нашей стране, в нашем ДОУ каждая семья имела свой герб, который будет передаваться из поколения в поколение, будет гордостью каждой семьи и уже глядя на него можно будет сказать: «Это герб моей семьи». Поэтому мы предлагаем родителям совместно с детьми придумать и нарисовать герб семьи и на семейном празднике рассказать о нем. Затем провести конкурс в детском саду.
Конкурс рисунков «Неразлучные друзья – взрослые и дети»
Конкурс проводится с целью содействия воспитанию духовно-нравственных основ, эмоционального мира ребенка через семью. Участие в конкурсе способствует развитию коллективного сотрудничества в семье, раскрытию творческого потенциала ребенка.
Презентация мини-проектов «Семейные традиции»
Семейных традиций множество – нужно просто внимательней взглянуть на жизнь семьи и привычные дела назвать громкими словами.
Семейные традиции семейного досуга: путешествия, отдых всей семьёй, праздники, чаепития, игры, прогулки. Традиции трудового воспитания: помощь по дому, совместное приготовление блюд, трудовые династии. Поддержание ценностей своего рода: составление своей родословной, посещение родственников, забота о близких, создание семейных фотоальбомов. Совместные увлечения, коллекционирование. Празднование религиозных и государственных праздников: День матери, Новый год, 23 февраля, 8 марта, День семьи, Рождество, Пасха и т.д.
Все это – традиции, о которых дети рассказывают в своих презентациях тем самым, приобщают других.
Конкретные ожидаемые результаты.
Мы предполагаем, что в результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители – приобретут определенные знания.
Дети будут знать:
- имена дедушек, бабушек;
- профессии бабушек и дедушек, своих родителей; прошлое своей семьи;
- происхождение своей фамилии;
- смогут составить рассказ о членах своей семьи, семейном гербе, родословной;
- будут хорошо ориентироваться в генеалогическом древе своей семьи;
- приобретут представления об общечеловеческих ценностях;
- научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда; у них будет развито чувство гордости за свою семью.
Оценка результатов.
Главным критерием эффективности данного проекта является активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, а также полнота и прочность знаний детей о традициях своей семьи и своего народа.
Пользуясь всем педагогическим потенциалом, традиционных форм взаимодействия с семьей, проект «Семейные традиции» был реализован в ДОУ №565.
В ходе реализации проекта прошло много образовательных событий: совместные праздники и развлечения, познавательные мастер-классы и многое другое.
По завершению проекта был создан «сменный» музей. Концепт данной идеи достаточно простой. Есть сундук, в котором иногда меняется наполняемость. Мы назвали этот сундук – «сундук воспоминаний». Наполняют его сами дети вместе с взрослыми. Наполнение зависит от тематики музея. Дети принесли «семейные реликвии», открыв этот сундук-музей, ребенок рассказывал историю своей семьи, связанную с этой вещью. Так мы возрождаем культ семьи, передающийся из поколения в поколение.
Дети познакомились с понятиями, на которых строятся взаимоотношения в семье: любовь, взаимопомощь, взаимопонимание, сострадание, доброта, уважение. У детей сформированы представления о профессиях, которыми занимаются их родители, занимались их дедушки и бабушки. У дошкольников появилась гордость за принадлежность к своему роду, желание стать продолжателями лучших качеств своих предков.
Заключение.
Традиции семьи – это духовная атмосфера дома, это действие или порядок вещей, устоявшихся временем, повторяющихся в неизменном виде раз за разом. Это то, к чему привыкаешь и что воспринимаешь как должное. Мы думаем, что выбранное нами направление перспективно, что нравственно – патриотическое воспитание нужно начинать с рождения ребенка в каждой семье, с приобщения к традициям, ведь не секрет, что дети не чтут семейных традиций, т.к. они во многих семьях потеряны или забыты. А ведь какое приятное дело – ждать дня рождения, субботнего похода в парк или просто вечернего чаепития, маминой колыбельной или сказки на ночь, всех этих чудесных событий, без которых невозможно ощутить себя одной семьей, такой изобретательной, веселой, дружной и счастливой.
Очень важно следовать семейным традициям, хранить их, передавать из поколения в поколение. А самое главное – они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы можно было с гордостью сказать: «Мой дом – моя крепость».