Семья и детский сад, как основа моральных качеств личности

0
830

Нестерова Наталия Геннадиевна
педагог-психолог
Мацнева Ольга Владимировна
учитель-логопед
МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок»
город Старый Оскол

Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции
«Профессиональное саморазвитие педагога»

секция 20  – Взаимодействие детского сада с родителями с целью воспитания морально-волевых качеств

название – Семья и детский сад, как основа моральных качеств личности

Согласно ФГОС ДО дошкольный возраст – уникальный период в жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладываются основы черт характера и моральных качеств личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых: родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании…» одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка, так как родители имеют «преимущественное право на обучение и воспитание» (статья 44). В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания детей дошкольного возраста, являющейся одним из компонентов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Что же такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в целом, или локального сообщества, в котором ему предстоит жить. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию позитивных социальных компетенций у подрастающего поколения. В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития – развития ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром – становится особо актуальной на данном современном этапе. Без совместных усилий педагогов и родителей, процесс социализации, процесс усвоения позитивных, общественно-одобряемых, социальных компетенций будет нецелостным и неэффективным. Проблема вовлечения родителей в единое пространство образования и социализации детей дошкольного возраста и в детском саду, и в семье решается в четырех направлениях:

  1.  − работа с педагогами по их активизации во взаимодействии с семьей, по их ознакомлению и организации освоения новых форм работы с родителями;
  2. − повышение педагогической и психологической культуры родителей;
  3. − включение родителей в образовательный процесс, в различные виды деятельности в дошкольной образовательной организации;
  4. − организация обмена опытом воспитания детей в семье.

Основными задачами по вовлечению родителей в процесс социально-коммуникативного развития ребенка, являются:

  1. Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.
  2. Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
  3. Активизация и обогащение воспитательных компетенций (знаний, умений и навыков) родителей.
  4. Формирование и формулирование социального заказа при активном участии родителей.
  5. Единое понимание результата образования и социализации (обучения и воспитания) педагогами и родителями.
материалы в печатный сборник 

Работа с родителями реализуется через разнообразные формы:

  • − родительские собрания;
  • − консультации, беседы;
  •  − праздники;
  • − оформление информационных стендов, папок-передвижек;
  • − оформление выставок детско-родительских работ.

Одной из основных форм работы с родителями остается родительское собрание. К сожалению, во многих детских садах проведение родительских собраний не является эффективной формой взаимодействия педагогов и родителей. Это лишь формальный отчет педагогов о проделанной работе и постановка задач и целей развития дошкольной образовательной организации на перспективу.

Но кто определяет эти задачи? Руководитель и педагоги ДОУ. Родители не являются даже участниками формирования и, тем более, формулирования социального заказа. Государственно-общественное управление становится формальной процедурой, фиксируемой в протоколах собраний и других пустых документах, которые не имеют реального, эффективного и действенного выхода на повседневные практики. Родители (законные представители), заказчики образования отстранены, таким образом, от процессов образования и социализации, процессов обучения и воспитания. Многие из них не умеют и не знают, как помочь своему ребенку освоить необходимые образовательные и социальные компетенции. На наш взгляд, одной из эффективных форм проведения родительского собрания является «Погружение». Погружение предполагает, что человек целиком захвачен, занят, поглощен чем-то полезным, общественно- и личностно-значимым. На первых этапах проведения собраний такого типа родители, как бы, становятся на место своих детей, а педагог проводит занятие (например, беседу). Родители проживают, проигрывают все способы взаимодействия взрослого и ребенка. При данной форме взаимодействия педагог чувствует себя комфортно и уверенно, так как оказывается в обычной каждодневной ситуации, а родители имеют возможность расслабиться и побыть немного детьми, подумать как дети, но при этом они проходят курс практической деятельности по обучению и воспитанию. «Погружение» очень полезно при рассмотрении сложных вопросов, требующих не только изучения теоретической базы, но и практической реализации. Выявление социального запроса очень важно при планировании деятельности и рассматриваемых проблем, выносящихся на родительское собрание.

Организация взаимодействия детского сада и семьи, основанная на сотрудничестве, позволяет каждому ребенку и его родителю чувствовать себя полноправным участником образовательного процесса, что особенно важно для личностного развития детей, поддержания их познавательной активности, а родителям чувствовать себя полноправными участниками образовательного процесса.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь