ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ЧЕРЕЗ СЕМЕЙНЫЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ВИКТОРИНЫ

0
912

Черниговских Евгения Васильевна
Муляр Надежда Владимировна
Скворцова Людмила Сергеевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 10 «Светлячок»
Старооскольский городской округ

Материал принимает участие в Всероссийском практико-ориентированном семинаре «Региональный компонент в ДОУ. Привитие детям интереса к истории края и уважительного отношения к Родине»

2 секция – Реализация регионального компонента через образовательную область «Познавательно-речевое развитие»

название – ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ЧЕРЕЗ СЕМЕЙНЫЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ВИКТОРИНЫ

Нравственно-патриотическое воспитание детей является приоритетным направлением дошкольного образования. Данная позиция закреплена  и определена целью  Федеральной Образовательной Программы дошкольного образования: «… разностороннее развитие ребенка… с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций!»

«С чего начинается Родина?»… Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, с родного города. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

Важным условием эффективного осуществления работы по ознакомлению с родным краем является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Работа ведется с непосредственным активным участием всех поколений семьи ребенка. Дети совместно с родителями, бабушками, дедушками обсуждают семейные традиции, реликвии, национальные, профессиональные корни своего рода. Рассматривают старые фотографии, слушают рассказы старших членов семьи. Все это помогает глубже осознать исторические события и факты, почувствовать связь своей семьи с родной землей.

материалы в печатный сборник 

Родительская активность, как и любое качество личности, имеет индивидуальный срок развития. Чем быстрее педагог заинтересует родителей, тем быстрее он приобретет помощников и единомышленников. Поэтому на современном этапе, необходимо при организации взаимодействия дошкольной организации и семьи, использовать инновационные, нестандартные  формы.

Внедрение интерактивных форм взаимодействия – одно из важнейших направлений совершенствования сотрудничества дошкольного учреждения и семьи. Наиболее эффективными из них на наш взгляд являются интерактивная досуговая деятельность, как сюжетное событие, участие в котором вместе с детьми принимают и родители. Один из вариантов интеллектуальная викторина. Хотим представить в виде примера сценарий викторины «Мама, папа, я – Белгородская семья».

Участники: дети подготовительной группы и их родители, воспитатели.

Образовательная область: социально-коммуникативное, познавательное и речевое развитие.

Цель: воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на основе привития интереса к истории родного края, формировать познавательный интерес к социальному институту – семья.

Задачи: обогащать представления детей о значимых событиях Белгородской области, о значимости человека, семьи и традициях края. Развивать связанную речь, интерес к истории родного края.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация.

Зал разбит на 2 сектора: желтый и зеленый. Сектора занимают по 3-4 семьи воспитанников. Остальные – болельщики. Болельщики могут помогать в интеллектуальном блоке и участвовать в игровой программе.

Вед: Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады видеть вас на нашей викторине «Моя Белгородская семья». Сегодня у нас не только интеллектуальный вечер, но и вечер развлечений, где мы будем играть и веселиться и, конечно же, соревноваться. Просьба распределиться по секторам команды. И начнем мы с небольшого ребуса.

Заставка ребус «7Я»

Вед: Отгадайте слово.  (Семья)

«Семь я, семь я!» — кричал мой брат,

Считая «Я» семь раз подряд.

Его пришлось мне перебить

И, в чём не прав он, объяснить.

Я говорил: «Не ты — Семья!

А мама, папа, ты и я!

А также бабушка и дед!

Назвать собаку или нет?

Её я тоже сосчитаю…

Вот, что «Семья» я называю!»

Вед: семья в вашем понимании это…

2-3 ответа с разных секторов

Вед: как вы прокомментируете фразу «Моя белгородская семья»…

2-3 ответа с разных секторов

Вед: Семья, проживающая на белгородской семье, интересующаяся историей и традициями родного края. Нашу группу можно тоже назвать большой белгородской семьей. Мы хотим предложить вам совершить путешествие по нашему родному краю, побывать на станциях: «Геральдическая», «Историческая», «Экологическая».  Сегодня  в нашей викторине  будут соревноваться семейные команды.

Вед: И так в игре желтый сектор на экране станция «Геральдическая».

Надо определить, чьи это флаги, рассказать об одном из них и соотнести герб с флагом.

Команда желтого сектора выполняет задание.

Вед: и так начало положено…А сейчас минутка разгрузки. Мы предлагаем родителям и детям желтый сектора поиграть в фольклорную игру «Селезень утку догонял».

Фольклорная игра с игроками и болельщиками желтого сектора «Селезень утку догонял».

Вед: к игре приглашается зеленый сектор и мы отправляемся на станцию «Историческая». На слайде исторические даты. Ваша задача выбрать город или область,  отобрать даты, относящиеся  к городу или области и назвать с каким историческим событием связаны дата. (Старый Оскол: 1593-основания города-крепости Старый Оскол, 05.03.1943- освобождение города от немецко-фашистких захватчиков; 1954- создание Белгородской области, 05.08.1943- танковое сражение на Прохоровском поле)

Вед: внимание, мы остаемся на станции «Исторической» и в игре у нас команда желтого сектора. Следующий слайд Почетные звания двух городов: Старого Оскола и Белгорода. Определяем для себя о каком городе будем говорить. (Старый Оскол- город Воинской славы, город Трудовой славы; Белгород- город Воинской славы, город Первого салюта)

Фольклорная игра с командами обеих сектором «Дударь».

Вед: Приглашается зеленый сектор на станцию «Экологическую». Сейчас мы с вами поговорим о климатических условия, животном мире нашей области. И так на слайде 4 кнопки, выбрав любую вы получаете вопрос, на который необходимо ответить.

Викторина

  1. В какой природной зоне находится Белгородская область – лесостепь.
  2. Климат – умеренный (умеренно-контенинтальный).
  3. Самое крупное животное – лось.
  4. Полезные ископаемые (железная руда, песок, глина, мел).

Вед: и так последняя станция преодолена, приглашаем зеленый сектор и их болельщиков на фольклорную игру «Белый камень»

Фольклорная игра «Белый камень»

Вед: ну вот  подошел к концу наш интеллектуально-развлекательный вечер. Теперь мы можем без всякого сомненья назвать себя Белгородской семьей и в заключении предлагаем вместе по – семейному спеть песню «Старый Оскол – наш родной город».

Практика показывает, что использование  интерактивной досуговой формы взаимодействия, способствует:

  • развитию интереса детей и их родителей к истории и традициям родного края;
  • переживанию детьми чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего, связанными с Белгородчиной; воспитанию патриотических чувств к Родной Земле;
  • поднимает взаимоотношение между ребенком и родителем на более высокий уровень (повышает компетентность родителей в вопросах воспитания собственных детей, улучшает внутрисемейные отношения.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь