Формирование у детей дошкольного возраста интереса к национальной культуре через ознакомление с русскими народными играми

Чахчахова Екатерина Андреевна
старший воспитатель
Волошкова Эльвира Васильевна
музыкальный руководитель
Дорошенко Марта Александровна
музыкальный руководитель
Львова Оксана Николаевна
инструктор по физической культуре
МБДОУ ДС №42 «Малинка»
Старооскольского городского округа

Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции  «Профессиональное саморазвитие педагога»

секция – 14.  Использование народных игр в качестве средства воспитания

название – Формирование у детей дошкольного возраста интереса к национальной культуре через ознакомление с русскими народными играми

      В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Новое поколение родителей выросло уже с компьютерными игровыми приставками, которые заменили им «воспитателей»: бабушек со сказками, мам и пап с чтением книг, беседами и примерами из жизни. А современные дети уже с самого рождения сталкиваются с техническим прогрессом. Часто игрушкой у современного ребенка оказывается пульт от телевизора или мобильный телефон. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому в настоящее время очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное обрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведёт к бездуховности. Особенно актуальной сегодня является задача  привить детям любовь к русской культуре, познакомить с её истоками, обычаями, традициями, обрядами, то есть задача- приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит — и сохранение ее в наших детях. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Важным средством освоения культуры своего народа является русская народная игра. Она — уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры.         Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Чем же так интересна, уникальна народная игра? Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей. Их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве. Желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. А эти человеческие качества актуальны всегда. Детям нужно дать почувствовать радость от прикосновения к прекрасному, а именно — к богатейшему наследию русской национальной культуры; помочь ощутить национальную принадлежность, постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества на примере народных игр и плясок. Народные игры у детей вызывают живой, неподдельный интерес, способствуют физическому развитию, обогащению словаря детей, развитию их духовно-нравственного потенциала.

      В народной игре есть весь арсенал необходимых средств, для формирования человека — гражданина, патриота своей Родины. Практически нет такого существенного положительного качества личности, развить которое нельзя было бы с помощью народной игры (стоит только рассмотреть ее с позиций важнейших педагогических задач). Народные игры являются важнейшей своеобразной школой жизни. Для них не требуется специального игрового оборудования. Среди них много таких игр, цель которых — развеселить, позабавить. Это игры-шутки с придумыванием нелепиц, словесных каламбуров, со смешными движениями, жестами. Шуткам и юмору, характерным для них, присуща безобидность. Они-то и определяют педагогическую ценность народных игр. Доброжелательный смех взрослых, товарищей по игре действует на ребенка сильнее, чем наказания или замечания. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Она связана с песней, танцами, плясками, сказками, загадками и другими видами народного творчества как средствами воспитания народной культуры. Народные игры отличает широкая направленность. В каждой решается сразу несколько практических задач: развивается мышление, расширяется круг знаний о мире людей и природы, формируется эмоциональная сфера, укрепляются память и внимание. Тренируется воля, укореняются полезные навыки общения.
Использование народных игр   в работе с детьми дошкольного возраста  позволяет нам, педагогам, донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям. Русский народ придумал великое множество игр и забав, заботясь о своих детях. Ведь простые, на первый взгляд, развлечения не только помогали весело провести время, но и тренировали ловкость, силу. Дети учились общаться со сверстниками и ценить дружбу. Народные игры всегда вызывают у детей большой интерес и легко разучиваются, т.к. в них используются потешки, прибаутки, зарифмованные строки. Потешки легко запоминаются, легко ложатся на простые, незамысловатые мелодии. Малышам удобно их исполнять исходя из своих голосовых данных. Народные игры многофункциональны. Только в одной игре ребёнок сразу может петь, ритмично двигаться или плясать и выполнять соревновательные движения. Развивается музыкальный слух, чувство ритма.
Броские атрибуты этих игр привлекают внимание, вызывают интерес. Яркие платки, расписные ложки, народные костюмы придают особый колорит. Такие игры производят впечатление, их не забывают, в них играют.
Есть дети, которые испытывают дискомфорт в общении, трудности в освоении какого-то материала, стесняются проявить самостоятельность в действиях. Участвуя в народных играх, каждый ребёнок чувствует себя частью большого детского коллектива, и в то же время он имеет возможность проявить свою индивидуальность, творческие способности. В игре дошкольники учатся сопереживать и помогать товарищам, находить выход из проблемных ситуаций, самостоятельно принимать решения и исполнять их.

      И хотелось в заключении сказать, что русские народные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость.

Рекламное сообщение     

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь