РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ЧЕРЕЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» ПОСРЕДСТВОМ СТАРООСКОЛЬСКОЙ ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКИ

Квасова Надежда Михайловна
Помельникова Анна Сергеевна
Мелентьева Лариса Ивановна
воспитатели
МБДОУ ДС № 24 «Берёзка»
Г. Старый Оскол

Материал принимает участие в Всероссийском практико-ориентированном семинаре «Региональный компонент в ДОУ. Привитие детям интереса к истории края и уважительного отношения к Родине»

3 секция – Реализация регионального компонента через образовательную область «Художественно-эстетическое развитие»

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ЧЕРЕЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» ПОСРЕДСТВОМ СТАРООСКОЛЬСКОЙ ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКИ

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом является духовно-нравственное возрождение, которое невозможно осуществить без учета культурно-исторического опыта народа, создававшегося веками предшествующими поколениями.

Традиции, можно сказать, – это мосты во времени. Они соединяют поколения, обеспечивая непрерывность и сохранность культурных особенностей. Благодаря традициям мы можем понять, как жили наши предки, какие ценности были для них важны. И в этом отношении, они служат якорем, который держит нас на месте в широком и быстро меняющемся мире [3, с. 15].

Белгородоведение – это парциальная программа, направленная на понимание культурного многообразия мира, региональной истории, уважения и толерантности к культуре своего и других народов [1, с. 23].

Рекламное сообщение     

Формирование личности ребенка, прежде всего, как гражданина Белгородской области, который любит, уважает и ценит свой край и пропагандирует его культуру. Поэтому один из аспектов данной программы знакомство с родном краем и народным традициям. В качестве традиций выступают нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, а также народные промыслы, на примере которых мы и рассмотрим реализацию регионального компонента через образовательную область «Художественно-эстетическое развитие».

В детском саду созданы необходимые условия для художественно-эстетического развития и воспитания патриотических чувств у детей к своей малой родине.

В нашей группе присутствует уголок Белгородоведения, а также мини-музей Старооскольской глиняной игрушки.

Старооскольская глиняная игрушка является той самой составляющей, в которой наиболее полно отражены особенности нашего региона. «Особое значение придаётся произведениям народных промыслов, где художественная традиция есть живая память, что очень важно для местного населения, культуры края. Мы стараемся сохранять и развивать ее на основе творческого метода варьирования и художественных принципов народного искусства. [2, с. 85].

Народное декоративно‐прикладное искусство Старооскольской глиняной игрушки имеет многовековые художественные традиции и, являясь неотъемлемой частью национальной культуры, способно влиять на формирование у подрастающего поколения положительного отношения к художественным и эстетическим ценностям, отражающим общечеловеческие идеалы и стремления. Для многих ценителей народного творчества Старый Оскол известен свой глиняной игрушкой, которая является одним из древнейших ремесел нашего края. Все чаще нашу игрушку называют игрушкой сестер Гончаровых. Старооскольские свистульки следует отнести не к крестьянскому искусству, в котором отчетливо проявляется архаический строй, ощутимы, отзвуки языческих времен, а к слободскому, испытавшему заметное влияние городской культуры.

Мы используем разные формы работы, по приобщению детей к культуре родного края. Непосредственно образовательная деятельность регионального содержания реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы. Процесс познания родного края реализуется в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает Старооскольскую глиняную игрушку. Так воспитывается любовь к Родине, ее природе, истории, культуре, людям.

Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.

В рамках реализации регионального компонента дети посещают историко-краеведческий музей, музей народной культуры, дом Ремёсел и др., которые помогают воссоздать в их сознании истории города и развитие ремесла создания Старооскольской глиняной игрушки, знакомить с предметами быта, созданные гончарами, мастерами ремесленниками.

Дети с большим удовольствием узнают новое, а потом отражают свои впечатления в рисунках, аппликациях и лепке.

Привлечение родителей даёт возможность не только добиться единства воспитательных действий, но и существенно обогащает содержание работы. Наши родители являются активными участниками пополнения развивающей среды детского сада. За время работы у детей появились знания о музеях, о предметах старины и их назначении, о труде взрослых. У старших дошкольников стал проявляться интерес к истории, народной культуре и главному промыслу Старого Оскола- лепке Старооскольской глиняной игрушки. Дети узнали о знаменитых людях города, которые находились у истоков ее зарождения.

Воспитание детей в современных условиях все больше требует обращения к опыту, накопленному предшествующими поколениями, в частности, своего региона, а воспитание нравственных качеств, патриотических чувств, осуществляется как целенаправленно, так и в сочетании с другими задачами [1, с. 92].

Список литературы:

  1. Даринский А.В. Региональный компонент содержания образования. – Педагогика, 1999.
  2. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Детство-Пресс, 2005. – 171 с.
  3. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2003. – 200 с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь